Вопрос не в жесткости наказания участниц «Pussy Riot», а в его неотвратимости

АктуальноТочка зрения

Сегодня в Хамовническом суде Москвы проходит одного из ключевых заседаний по делу о хулиганстве участниц группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя.

На суде прокурор попросил для обвиняемых по три года лишения свободы. О том, как относиться к этому делу с точки зрения права, в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал заместитель председателя правления Ассоциации юристов России Игорь Редькин.

— Игорь Владимирович, как можно оценить произошедшее в феврале этого года в храме Христа Спасителя событие с точки зрения права и закона? Кто прав в своих оценках — защитники или обвинители участниц группы?

— Сегодня публично высказываются разные оценки этого деяния, в том числе и со стороны представителей юридического сообщества. Я бы отметил несколько, на мой взгляд, важных моментов.

До вынесения судебного решения по данному делу нельзя спешить с публичными выводами. Нужна беспристрастная и профессиональная квалификация совершенных действий. Были ли они совершены из религиозной ненависти либо просто из хулиганских побуждений. Все это может определить только суд.

Публично давать оценку тому или иному действию до вынесения решения суда — значит, в той или иной мере оказывать давление на суд. Можно понять, когда люди делают это по незнанию. Но когда отдельные профессиональные юристы, которые не участвуют в деле, тем не менее заранее высказываются в СМИ об отсутствии состава преступления — это уже серьезный правовой профессиональный нигилизм. Очень печально, что сейчас такая практика получает у нас все более широкое распространение

Замечу, что сейчас в СМИ наиболее заметно проводится позиция тех, кто не видит какой-либо общественной опасности в выходке этих девушек и не считает их поступок правонарушением. Они объясняют это тем, что деяние направлено не против всего общества, а только против Церкви и некой группы верующих людей. При этом такие заявления следуют от людей, которые сами к Церкви, как правило, отношения не имеют. Создается впечатление, что некоторые лица продвигают эту тему как антицерковный проект, а это не имеет отношения к решению проблемы в правовом поле.

Следует заметить, что данная акция высветила также ряд других серьезных проблем нашего общественного сознания. Например, нашу высокую «терпимость» либо безразличие к совершающимся вокруг правонарушениям, отсутствие понимания опасности разрушения устоев общества.

— Как относится к этому событию и последовавшему за ним судебному процессу юридическое сообщество? Действительно ли оно в большинстве своем считает процесс безосновательным?

— Думаю, что нельзя переоценивать общественную опасность этого события, как и нельзя его недооценивать.

Утверждения о том, что бесчинства, совершенные в главном храме нашей страны, не несут какой-либо опасности для общества, так как, дескать, нарушают только внутренние правила жизни Церкви, — не являются корректными.

Во-первых, храм Христа Спасителя, где была совершена эта акция, является общественным местом, куда может прийти любой человек. Помимо верующих людей, этот храм посещает множество российских и иностранных туристов, а значит, говорить, что оргия людей в масках — это сугубо внутрицерковный конфликт, неправильно. Судя по всему, задачей этих девушек было привлечь внимание к своим дерзким действиям не только православных людей, но всего общества. До этого нечто подобное они пытались устроить на Красной площади, но их действия были быстро пресечены. Очевидно, что публичная акция в храме Христа Спасителя не являлась спонтанной, но была хорошо подготовлена и срежиссирована.

Во-вторых, мы не должны забывать о том, что в социальном плане Церковь является институтом гражданского общества, который объединяет миллионы граждан России. В этом смысле акция панк-группы является сознательным и насильственным вмешательством в жизнь одного из институтов гражданского общества. Государство со своей стороны обязано обеспечивать нормальные условия для правомерной деятельности институтов гражданского общества и защищать права любого гражданина — вне зависимости от вероисповедания.

Напомню, что, с юридическое точки зрения, хулиганство может быть направлено даже против одного человека и при этом иметь высокую общественную опасность. Но, как я уже отмечал, степень опасности правонарушения и наличие вины конкретных людей в данном случае может определить только суд.

Следует также учитывать, что сегодня в России, как и во всем мире, увеличивается рост молодежного группового хулиганства и экстремизма. Если государство не будет эффективно пресекать подобные противоправные действия, то в дальнейшем наше общество может столкнуться с ростом их числа и усилением нестабильности.

Поэтому в данном случае вопрос стоит не в жесткости наказания, а скорее в принципе его неотвратимости. Если граждане, посягающие на общественный порядок, на глазах у всех будут освобождены от какой-либо ответственности, мы получим очень опасный прецедент. Поэтому значение данного судебного процесса в некотором смысле может определять наше будущее.

— Как бы Вы охарактеризовали влияние СМИ и выступлений известных людей на ход дела?

— Возможный положительный эффект интереса к этому делу со стороны СМИ заключается в том, что акция в храме Христа Спасителя получила очень широкий резонанс — ведь это событие отнюдь не рядовое. В этом смысле СМИ подняли данный вопрос на тот уровень, который соразмерен уровню общественной опасности этой акции. Это хорошо — такие действия нельзя замалчивать. Однако есть и отрицательный момент. Это, опять же, попытки давления на суд, когда через СМИ выступают люди, не знающие деталей процесса, но требующие освободить участниц группы от возможного наказания. Зачастую эти заявления делают очень известные люди из мира музыки, культуры и так далее. Подобные публичные выступления создают неблагоприятный фон для всестороннего и беспристрастного рассмотрения данного дела. У людей заранее создают мнение, что любое решение суда, кроме оправдательного приговора, будет незаконным.

Думаю, в сложившейся ситуации необходимо пожелать, чтобы, прежде всего, восторжествовали закон и справедливость. Если мы хотим жить в правовом обществе, то очень важно научиться уважать законные права и интересы всех граждан страны.

Источник: Интерфакс-Религия