Павел Безукладичный: «Мы прошли по местам, которые являются вехами в нашей истории»
Сопредседатель Движения «За веру Православную» о завершившемся крестном ходе в честь св. Андрея Боголюбского …
Завершился большой международный Крестный ход, посвященный святому благоверному Великому князю-мученику Андрею Боголюбскому, участники которого с молитвой прошли по территории Украины, Белоруссии и России. Своими впечатлениями от Крестного хода делится в интервью «Русской народной линии» один из его организаторов, сопредседатель движения «За Веру Православную» Павел Безукладичный.
Это был крестный ход из ряда мероприятий под названием «Единая вера, единая история, единый народ». Цель этого проста и понятна – максимально увеличить общение между людьми на сегодня разных государств. То, что мы символически каждый раз «режем» границы, вызывает всё больший отклик. Все люди нас встречают положительно, местные власти уже понимают, что мы никакие не экстремисты, а нормальные люди, патриоты, которые хотят жить в своей стране и жить хорошо.
Тема восстановления исторической справедливости также сейчас важна, как никогда. В данном мероприятии мы напомнили людям о двух известных исторических личностях, о которых сейчас, к сожалению, забывают. Мы посетили могилу Багратиона в селе Сима нынешнего Юрьев-Польского района Владимирской области. Известный факт, что он был ранен в битве при Бородино и поехал в имение Голицыных, в село Сима, где умер и был похоронен. Место его первого захоронения находится в плачевном состоянии. Местные власти не могут добиться от чиновников Министерства культуры решения об установке памятного знака на этом месте. Надеемся, что своими действиями мы как-то поможем в этом деле. Если мы будем забывать своих героев, то и о нас скоро все забудут.
Вторая историческая личность – это первый воспитатель Царя-Мученника Николая II генерал Данилович. Он похоронен в Черниговской области в очень бедном селе. Такой бедности я ещё не видел. Даже по сравнению с российскими деревнями это намного хуже. В Черниговской области полное запустение. Храмы все деревянные, похожие друг на друга, построены 200-250 лет назад, и до сих пор они стоят без ремонта, покосившиеся, некрашеные. Когда мы пришли в это село, называется оно Степаново, местные жители, узнав, что идет совместный Крестный ход из России и Украины, скинулись всей деревней, поставили новый крест и покрасили храм. Само желание встретить достойно крестный ход – это уже хорошо. Но храм настолько бедный, что иконостас как был сделан при Екатерине, такой и есть. Конечно, то, что мы крестным ходом пришли в эту деревню, стало событием для жителей. Сто лет там ничего подобного не было, оказывается, вот есть и такие места у нас.
Крестный ход – это такое действо, которое не обходится без чудес. С нами был такой яркий случай, когда мы проходили границу между Украиной и Белоруссией в Черниговской области, где нас так хорошо встречали, что в одном из храмов мы забыли икону Андрея Боголюбского. Я решил, что её на обратном пути заберут украинцы, поскольку нас уже ждали в Гомеле и мы торопились. Но не тут-то было. Мы очень быстро почувствовали силу святого князя Андрея. Мы ехали на двух автобусах, украинском и российском. Украинский автобус быстро прошел таможню, а мы простояли два часа на украинской таможне, а потом на белорусской таможне нас вообще пропускать не хотели, а после долгой беготни по кабинетам нас вообще пригрозили арестовать и посадить в клетку. Затем разрешили быстро уехать обратно, и мы снова два часа стояли на украинской таможне. В общем, мы зависли между двух границ. Мысль, которая сначала возникла, о том, что мы виновны в том, что забыли икону, все более укреплялась.
После долгих мучений нас все-таки выпустили, но и тут радость была преждевременной, у нас закончилось топливо… Мы приехали на АЗС, протягиваю деньги, чтобы заправиться, и в этот момент отключается электричество. Вот после этого нас объял суеверный ужас, даже водители начали креститься и говорить, что надо ехать за иконой, иначе нас тут всех поубивают. В общем, приехали мы в храм, забрали икону, и дальше даже говорить не о чем, все таможни прошли за 10 минут. Когда попадаешь в такие ситуации, то начинаешь больше понимать и верить.
Начинался крестный ход с Почаевской Лавры. Думаю, что такое если и бывало, то крайне редко, чтобы крестный ход из России, Украины и Белоруссии прошел вокруг Почаевской лавры. Они живут довольно замкнутой жизнью, и посторонние люди там бывают довольно редко. На встречу крестному ходу вышло огромное количество людей, наши казаки часа полтора держали на плечах иконы, пока непрерывным потоком под ними проходил народ.
Киев – второе чудо. Пройти по центру Киева с хоругвями во время чемпионата мира по футболу – это не просто. Порядка 2-3 километров мы прошли по центру Киева под взглядами иностранцев и украинских националистов, впечатление осталось яркое. Патриархия благословила нас строить в Москве храм Андрея Боголюбского, и когда мы попали в Вышгород под Киевом, увидели там часть фундамента (он накрыт стеклом) храма, который был во времена Андрея Боголюбского, и из которого в свое время вывезли бывшую Вышгородскую, а ныне Владимирскую икону Божией Матери. Мы упросили настоятеля дать нам камень, чтобы вложить его в фундамент будущего храма, первого в России во имя Андрея Боголюбского. Теперь вот будет богослужение, и мы заложим этот камень в основание храма.
Далее Чернигов. Мы были в кафедральном соборе и попали к мощам Лаврентия Черниговского. Возникла мысль, что именно этот святой сказал, что «Россия, Украина, Беларусь – это Святая Русь», и надо попросить благословения сделать его нашим небесным покровителем. Теперь такое благословение получено, и Лаврентий Черниговский будет небесным покровителем СРУБа.
Следующее яркое впечатление – это поход по бедным старым селам Черниговской области. Насколько там сильные батюшки, понимающие, что такое служение! Они в нищенских приходах служат и живут простой жизнью крестьян, как и все жители местных деревень.
Гомель имел свой сакральный смысл. Впервые у нас получилось объехать все три наших республики. Встречали нас там очень радушно, люди собрались специально.
Затем был Храм Христа Спасителя. С нами, кроме иконы Андрея Боголюбского, Владимирской и Боголюбской икон Божией Матери, была Минская икона Божией Матери. Сакрально эти иконы соединили три наших республики.
Далее была Владимирская епархия и Боголюбский крестный ход, который проходит ежегодно. Огромное количество людей из разных городов России, Украины и Белоруссии шли многотысячным крестным ходом. Когда огромная людская река идет по автомобильной трассе, конечно, создаются пробки, но никто не сигналил, не возмущался, все терпеливо ждали два часа, пока крестный ход прошел участок пути от Владимира до Боголюбова.
Цель нашего крестного хода была напомнить людям, что они православные, что у нас есть Россия, Родина, Отчизна. У нас есть проблемы, и их надо решать. Общение людей из разных городов России, Украины и Белоруссии помогает нам изменить ситуацию, когда обострилась разделенность общества. Мы пытаемся противостоять разделению людей, напомнить об исторических корнях.
На мой взгляд, крестный ход прошел очень хорошо. Люди нам были рады. В забытых и бедных деревнях это был действительно праздник, о возможности которого люди уже и забыли. Мы прошли по местам, которые являются вехами в нашей истории, которые формировали великую Святую Русь. Проходя по нашей Святой Земле, мы даем людям надежду, что в нынешние тяжелые для нас времена каждый человек – воин, который может внести свой вклад в дело возрождения Святой Руси.
Источник: РНЛ