«Надеемся, что первые лица нашего государства осознают ошибочность этого курса»

ОбразованиеСобытия

Православные священнослужители о политике в сфере образования …

Началась пора, когда выпускники сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – и в очередной раз возобновились споры вокруг этой формы аттестации школьников, пишет Regions.ru.

По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, необходимо разграничить итоговую аттестацию в школе и процесс поступления в вузы: «У нас же сейчас все почему-то смешали в одну кучу. В итоге этим ЕГЭ мы ориентируем тех людей на вуз, которым не требуется или даже противопоказано получение высшего образования», — передает его слова издание.

В результате, отмечает Regions.ru, высшее образование становится фактически всеобщим, переставая при этом быть высшим: выпускники вузов все менее образованы, а цена диплома в глазах работодателя все ниже. При этом по многим специальностям (прежде всего юридическим и экономическим) у нас перепроизводство специалистов, а, например, квалифицированных рабочих катастрофически не хватает. Не раз также отмечалось, что раньше преподаватели вуза, принимая приемные экзамены, тем самым набирали студентов, которых им самим предстояло учить – и потому были заинтересованы в отборе лучших (что не исключало, разумеется, коррупции). Сейчас же в честной сдаче ЕГЭ не заинтересованы ни те, кто его сдает, ни те, кто его принимает: по результатам ЕГЭ оценивается работа школ, и никому не нужно понижать собственные показатели.

В связи с этим корреспондент издания попросил православных священнослужителей ответить на следующие вопросы: Видите ли вы какие-нибудь плюсы в системе ЕГЭ? Следует ли разграничить выпускные и приемные экзамены? Поможет ли это приостановить девальвацию высшего образования?

Протоиерей Владимир Силовьев, главный редактор Издательства Московской Патриархии, убежден, что «надежды, что ЕГЭ избавит оценку знаний школьников от предвзятости, случайности и коррупции, не оправдались». «Мы видим, что масса злоупотреблений была вызвана именно введением ЕГЭ», — отметил он. «Не может не настораживать, что максимальное количество баллов было почему-то показано представителями определенных регионов, например, Северного Кавказа», — напомнил священник.

«Я считаю, что разграничение между выпускными и вступительными экзаменами должно быть. Отдельные вступительные экзамены в вуз позволяют выявить более способных абитуриентов, выбравших ту или иную специальность», — заключил отец Владимир.

Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает, что систему ЕГЭ нужно полностью упразднить. «Это фактически та же советская «уравниловка», которую даже в СССР старались ограничить. И в советское время сам этот принцип уравнивания был направлен на уничтожение талантов, всего, что как-то выделяется из общей массы. Введение ЕГЭ привело к резкому снижению качества образования. Это не голословное утверждение. Как преподаватель вуза я вижу, как из года в год снижается интеллектуальный уровень поступающих. Предложение разграничить выпускные и вступительные экзамены я полностью поддерживаю», — сказал пастырь.

Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, также убежден, что вся система образования должна быть коренным образом пересмотрена. «Безусловно, нужно развивать систему профессионального образования на уровне ПТУ и техникумов, выправлять крен, приведший к тому, что юристов и специалистов по банковской системе стало слишком много. Надо поднимать престиж рабочего человека. Не только в смысле зарплаты, что тоже немаловажно. Сам статус рабочего должен быть пересмотрен как с культурной, так и с политической точки зрения. СМИ навязывают образ «нового русского» — «бизнесмена», а рабочий и крестьянин оказываются на самой низкой ступени общественной системы. Но ведь реальное богатство общества созидается не банкирами (ростовщичество в принципе противоречит Закону Божию, все три авраамические религии в этом согласны), перекупщиками, спекулянтами, а именно рабочими и крестьянами. Уважение к человеку труда должно воспитываться и в школе, и с помощью СМИ», — отметил он.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, выразил убеждение, что неравномерность в распределении рабочей силы и предпочтения выпускников связаны не с наличием или отсутствием ЕГЭ, а с некоторыми принципами, принятыми в обществе: «Чтобы человек пошел в рабочую профессию, она должна быть не только сравнимой по заработку с профессией «офисного труда», но и превосходить ее. Рабочие специальности не престижны. И дело здесь не в ЕГЭ, а в отношении к ним, которое сформировано в общественном сознании».

Что же касается идеи разграничения выпускных и приемных экзаменов, то, отметил священник, «не только у нас, но и во многих западноевропейских странах, практикуется прием в вузы именно на основании результатов школьных выпускных экзаменов». «В самих вузах образование должно быть такого уровня и требования должны быть таковы, чтобы туда шли люди, которые понимали бы, что они этим требованиям будут соответствовать, а с другой стороны, чтобы отсев осуществлялся очень жестко уже на основании первых сессий. Сейчас же дипломы многих вузов не гарантируют качества знаний, в связи с чем падает и престиж высшего образования. Это вопрос уже к самим вузам и к жесткости критериев, которые они применяют при обучении», — заключил священник.

Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, отметил, что все реформы последних десятилетий не случайны, а связаны с определенным подходом к образованию. «В данном случае общая стратегия разрушительна для всей традиции образования – как православной, так и советской. Нам навязывают соответствие западным выхолощенным стандартам, которые определяются законами наживы, лишают людей возможности совершенствовать не только показатели внешней своей образованности, но и содержание своей индивидуальности и неповторимости», — заметил он.

«Для нас ЕГЭ, как и нынешняя стратегия новоназначенного министра образования, который мало чем отличается от предыдущего, идет вопреки тому духу и тем целям, которыми российское образование было наполнено в предыдущие века и десятилетия, — продолжил отец Лука. — Поэтому ЕГЭ – одна из частностей, разрушающая и значение личности преподавателя, и значение отдельного учебного заведения, в котором годами выращиваются определенные традиции, вкус, стиль. Все это унифицирование и подведение под рамки мнимой объективности свидетельствует о совершенной беспомощности тех кругов, которые этими узкими параметрами пытаются привести образование к какой-то объективности, но на самом деле лишают главного: духа любви, педагогической мудрости, уважения к педагогу».

«Средние и высшие учебные заведения завалены макулатурой бесконечных отчетов. Изменение стандартов ежегодно вытягивает все силы из педагогов, которые они должны бы потратить на своих учеников. Поэтому сейчас в сердцах большинства преподавателей царит просто тихий ужас от того, что происходит в верхах образования, а ЕГЭ – лишь одно из проявлений общей катастрофы», — отметил пастырь.

«Мы надеемся, что первые лица нашего государства осознают ошибочность этого курса и что высшее образование отвернется от этих чуждых и вредных нашему отечеству фальшивок европейских стандартов, за которые даже европейцы держатся условно, и вернется к настоящим духовным ценностям, к которым от детсада до вуза должен быть приобщен каждый наш молодой человек», — заключил отец Лука (Степанов).

Источник: РНЛ