Олег Кассин: «Повышение роли государства и народа в развитии общества – требование времени»

Одним из основных постулатов идеологии наших либерал-реформаторов является утверждение о неэффективности государства в развитии страны, что участие государства в экономике – тормоз развития, что роль государства в экономике должна быть сведена к созданию условий для бизнеса, а определять развитие должна только частнопредпринимательская деятельность и «свободная рука» рынка.

В соответствии с этими постулатами российская власть неуклонно уменьшает роль государства в главных сферах нашей жизни – в экономике и социальной сфере. Усиливается только бюрократия и силовые структуры. Очевидно, что не в целях развития.

В экономической сфере, исходя из постулата о неэффективности государства:

– осуществлена так называемая приватизация большинства государственных предприятий, по сути – грабеж народа и страны. Цель – создание частных собственников средств производства, которые и должны, якобы, обеспечить эффективное развитие нашей экономики. Результат проведенной приватизации: эффективность экономики уменьшается, разрыв между Россией и развитыми странами увеличивается. Даже бывший президент страны Медведев вынужден был признать паразитический характер основных наших частных собственников, обогатившихся на приватизации. Но приватизация продолжается – не перешли еще в частные руки сотни предприятий оборонной промышленности, порты, железные и другие дороги, не вся земля и т.д.

– государство не участвует в перестройке структуры экономики (сырьевой характер, неразвитость наукоемких отраслей и отраслей, работающих на удовлетворение потребностей населения), в преобразовании монопольной экономики в конкурентную, в освоении и развитии нашей огромной территории. Ни государство не участвует в созидательных преобразованиях, ни основные собственники не занимаются этими проблемами. Кто же будет всем этим заниматься?

– огромные средства, получаемые государством от экспорта сырьевых ресурсов (нефть, газ, черные и цветные металлы, лесоматериалы, удобрения и т.д.), не направляются на развитие собственной экономики, на повышение её эффективности и развитие территорий, а вкладываются в ценные бумаги за границей. То есть, значительную часть результатов труда собственного народа российская власть направляет не на его развитие, а на развитие других стран.

Недопонимание роли государства отрицательно сказывается и в социальной сфере.

Образование, здравоохранение, культура – то есть сферы нашей жизни, формирующие человека и наш народ, его уровень развития и здоровья, его нравственность и духовность по своей природе не являются рыночными, и поэтому их развитие должно быть одной из главных забот, одной из главных функций государства.

Определяющая роль государства в социальной сфере, в развитии собственных народов подтверждается данными, приведенными в научном докладе «Функции современного государства: вызовы для России», Институт США и Канады Российской Академии Наук, Москва, 2005 год.

Расходы центральных органов государственного управления
с разбивкой по функциям в процентах от общего объема
расходов различных групп стран 1990-2002 г.г.

управление страной и
поддержание общ. порядка

оборона образование

здравоохранение
и спорт

другие соц.
услуги

экономические
услуги

Россия 27,8 15,6 4,8 3,4 4,9 7,9
Развитые страны 5,8 5,3 7,8 10,9 42,0 9,9
Развивающиеся страны 13,7 10,6 15,9 7,6 14,5 18,6
Африка 15,4 10,3 16,1 6,1 10,1 18,1
Азия 12,8 14,7 15,1 6,3 12,3 21,3
Латинская Америка 13,3 5,9 16,7 10,6 21,3 15,7

Как видно из приведенных данных, во всех частях нашей планеты роль государства в развитии своих народов действительно является определяющей. Российские же власти осуществляют политику в обратном направлении – уменьшают роль государства в развитии народа, а не увеличивают. Именно это отражается в удельном весе и росте расходов государства по мере развития на образование, науку, здравоохранение и другие общественные потребности. Во всех частях планеты удельный вес расходов на эти цели в общих расходах государства в два и более раз выше, чем у нас в России. Зато Россия впереди в расходах на государственную бюрократию и силовые структуры: на них расходуется в два с лишним раза больше, чем в других странах. Интересные, о многом говорящие данные.

Нищенский уровень оплаты труда в гуманитарных сферах нашей жизни – также результат либерального непонимания роли государства. По данным Росстата среднемесячная начисленная заработная плата за 2010 год составила в среднем по стране 20584 руб., в финансовой сфере 47611 руб., в нефтегазовой отрасли 44371 руб., на ж.д. транспорте 28328 руб., в связи 23633 руб. В отраслях же, создающих человеческий потенциал, зарплата составила: в образовании 13632 руб., в здравоохранении – 15371 руб. Более нищенский уровень заработной платы оказался только у работников сельского хозяйства – 10410 рублей и в текстильном и швейном производстве – 9987 рублей.

В Концепции долгосрочного развития страны до 2020 года, разработанной Минэкономразвития, расходы (в долях ВВП) на здравоохранение и образование до 2017 года практически не повышаются, а на культуру – уменьшаются.

И от своей политики уменьшения роли государства в гуманитарных сферах власть не отказывается. Правительство разработало, а Федеральное Собрание приняло закон о совершенствовании правового положения бюджетных учреждений. В соответствии с ним правительство в приказном порядке преобразует все бюджетные учреждения страны – от федеральных до муниципальных – в новые бюджетные учреждения, финансируемые из бюджета только в рамках государственного задания. Большинству бюджетных учреждений в науке, образовании, здравоохранении, культуре и в других социальных сферах предлагается перейти в значительной мере на самофинансирование, то есть на рыночные отношения. За исключением государственного задания государство снимает с себя ответственность за состояние и развитие этих сфер.

Результаты осуществляемой либеральной политики – происходящее снижение уровня школьного и вузовского образования. По проведенным авторитетной организацией PISA международным исследованиям образовательных достижений наши учащиеся уже показывают результаты ниже среднего: по естественным наукам – 24 место, по математике – 29, по грамотности чтения – 32!

Нарастание нравственной и духовной деградации народа и его дебилизации – также прямое следствие либеральной идеологии.

В непонимании диалектики развития человеческого общества нашим либералам, пожалуй, нет равных во всем мире. Они совершенно не понимает природы государства. Государство не создано в результате классовой борьбы, как полагают коммунисты, а является естественным порождением развития человеческого общества. Оно возникло в результате развития первобытного общества, усложнения общественных отношений, вызванных ростом разделения труда и численности населения. Государство является системой институтов для регулирования отношений в обществе, его развития и его защиты. Это главные функции государства, его суть. Государство – созидатель, а не захребетник.

Мир непрерывно меняется, развивается, усложняется. Вместе с развитием человеческого общества развивается и государство, изменяются его роль и функции в жизни общества.

Полагать, что развитие человеческого общества и человеческой цивилизации и на новом, более высоком и более сложном этапе развития должно по-прежнему регулироваться старыми методами, вслепую, стихийно, «невидимой рукой» рынка – одна из основных несостоятельностей устаревшего либерализма, взятого нашей властью на вооружение.

Определяющая и все нарастающая роль науки в развитии общества, рост специализации труда, усложняющиеся связи и взаимозависимости в человеческой цивилизации, колоссальная неравномерность в развитии стран и народов, нарастающие экологические угрозы и климатические изменения не оставляют места для «невидимой руки» рынка, для стихийного развития, для частного предпринимательства в качестве главных источников развития человечества.

Требованиям времени, достигнутого уровня развития соответствуют осознанные подходы и действия, целенаправленная и скоординированная деятельность людей не только в рамках отдельных стран и народов, но и в целом в человеческой цивилизации. А это предопределяет увеличение роли государства во всех сферах жизни человеческого сообщества, в том числе в экономике, а не уменьшение её, как считают российское руководство и наши либерал-демократы.

Достигнутый уровень развития человеческого общества требует увеличения роли государства не в командовании жизнедеятельностью людей, не в увеличении бюрократизации общественной жизни, а в создании условий для кардинального увеличения роли и ответственности всего народа, для более полного проявления их творческого и ответственного потенциала.

Кроме общих требований достигнутого уровня развития человеческой цивилизации, при оценке роли и места государства в развитии нашей страны необходимо учитывать наши реальности:

– необходимость вывода страны из исторической пропасти, в которую её столкнули большевики/коммунисты и удерживают либералы;
– безответственность народа за свое развитие и развитие страны;
– отсутствие эффективных собственников;
– глубокая техническая и технологическая отсталость от развитых стран и почти полная изношенность основных производственных фондов;
– неэффективная и не соответствующая требованиям времени структура экономики;
– отсутствие развитой, современной рыночной инфраструктуры;
– запредельная неравномерность в развитии регионов;
– огромная и слабо освоенная территория и большое разнообразие природно-географических условий, в том числе нахождение более 60% территории в районах севера и приравненных к нему районов.

Наш частный бизнес, на который российские власти делают основную ставку, не может и не будет решать эти наши проблемы. Задачи страны и задачи бизнеса – не тождественны. У частного бизнеса главная цель – получение прибыли, а не развитие страны. Тем более, нашего основного – олигархического бизнеса, криминального по своей природе происхождения. Если даже капитал развитых стран бежит в другие страны, где больше возможностей для получения большей прибыли, то что же надеяться на наш капитал в качестве источника развития Росси – он уже давно и активно бежит за границу не только по экономическим причинам, но, главным образом, по причине своей криминальной природы происхождения, опасаясь за свое дальнейшее благополучие. Кошка знает, чье мясо съела.

Вот оценка сущности нашего «делового» мира, созданного в результате чубайсовской приватизации, данная одним из ведущих руководителей нашей промышленности С. Чемезовым, назначенным в ноябре 2007 года президентом В. Путиным главой крупнейшей государственной корпорации «Российские технологии»: «…всеми правдами, а чаще неправдами захватить самые жирные куски в российской экономике, выжать из них максимум дивидендов и как можно скорее переправить их на Запад» («Независимая газета», 26.11.2007 г.).

Из статьи от 11.03.2011 академика РАН Богомолова О.Т. «Безнравственная экономика неэффективна…»: «За годы перестройки и рыночных реформ бегство капиталов из страны составило, по различным оценкам, 1-2 триллиона долларов».

Оценка нашего делового мира, данная бывшим президентом страны Д. Медведевым в его статье «Россия, вперед!» от 10.09.09: «Отечественный бизнес за малым исключением не изобретает, не создает нужные людям вещи и технологии. Торгует тем, что сделано не им, – сырьем либо импортными товарами».

Очевидно, что надеяться на «наш деловой мир» в решении наших основных проблем развития бессмысленно. Наши проблемы может решать только сам народ с помощью своего государства – больше некому. Но для этого необходимо стократно увеличить и роль народа, и роль государства.

Самая главная проблема, которую вообще невозможно решить без повышения роли народа и государства – это проблема преодоления нашего экономического отставания от развитых стран, проблема выхода нашей России на передовые позиции мирового развития.

При осуждении проблем развития страны российские власти, наши политические партии, различные общественные движения, средства массовой информации, политические и другие деятели говорят и готовы говорить бесконечно о технологической модернизации, правах и свободах человека, справедливости, патриотизме, нравственности и духовности, исторических корнях и традициях и т.п. Но при этом не видят важнейший вопрос – вопрос труда, вопрос роли народа в своем развитии, в развитии своей страны.

Всё создается только трудом человека. Труд является основой жизни. Но труд, как и всё остальное, по мере развития меняется. На разных исторических этапах в основе развития был труд первобытного человека, труд раба, труд крепостного, труд наемного работника.

Российские либералы, и не только они, убеждены, что капиталистическая общественная система и ее основа – частная собственность на средства производства и наемный труд будут базой развития бесконечно, до тех пор, пока будет существовать само человечество.

Историческая и современная практика опровергает это убеждение. Человеческая цивилизация непрерывно развивается и уже сегодня вышла на новый, более высокий уровень своего развития. Определяющим развитие человеческого общества сегодня является труд интеллектуальный, творческий и ответственный, то есть труд ученого, специалиста, квалифицированного работника. Именно поэтому современная экономика определяется как экономика знаний, как экономика интеллекта. К сожалению, многие очень поверхностно воспринимают это явление, не понимая всей его глубины и требований.

Новый, интеллектуальный характер труда требует преодоления отчуждения работников от средств производства и от результатов своего труда, требует, чтобы работники были ответственными и заинтересованными в своей деятельности. Достигнутый уровень развития человечества требует, чтобы ученые, инженеры, другие специалисты, квалифицированные работники и служащие были собственниками результатов своего труда, чтобы внутренняя пружина развития и ответственности находилась в самом работнике.

Самый эффективный и ответственный труд в основу жизни нашей страны сейчас можно заложить только на основе собственности трудовых коллективов на результаты своего труда.

Лишь в этом случае народ станет реальным, ответственным и заинтересованным во всем хозяином страны, только при этих условиях возможно не бумажное, а подлинное, реальное народовластие. Именно на этих основах Россия сможет выйти на передовые позиции мирового развития.

Многообразие форм собственности было, есть и должно быть. Есть и должны быть общественная, общественная в форме государственной, частная, смешанная и иностранная собственность, и для всех форм собственности должны быть созданы равные условия для их функционирования. Но всегда были доминирующие отношения собственности, которые наиболее полно соответствовали достигнутому уровню развития человеческого общества, наиболее полно отражали его требования и которые выражали лицо и суть своей эпохи. На современном уровне развития этими доминирующими, определяющими развитие отношениями собственности должны быть общественная собственность на средства труда и собственность работников на результаты своего труда.

Создавать общественные средства труда – основы жизни, соответствующие требованиям времени, возможно только через государство, что неизбежно ведет не к уменьшению его роли в развитии общества, а к кардинальному увеличению.

Другой важнейшей причиной, требующей увеличения роли государства в развитии страны, является необходимость преодоления неравномерности развития регионов.

В Москве и нефтедобывающих регионах страны производство валового регионального продукта (ВРП) на душу населения более чем в 10 раз превышает это производство в других регионах. Например, в Тюменской области ВРП на душу населения в 20 раз выше, чем в Ингушетии, Дагестане, Адыгеи и Тыве, в 10 раз – по сравнению с Воронежской, Владимирской, Курганской и Псковской областями. И разрывы между регионами по всем основным позициям не сокращаются, а из года в год увеличиваются. В 1990 году по уровню среднедушевых доходов разница между регионами составляла в 3,5 раза, в 1995 году – уже в 14 раз, на начало 2006 года – почти в 20 раз! По объему инвестиций на душу населения субъекты федерации отличаются уже в сотни раз. При таких разрывах в развитии регионов наша федерация долго существовать не сможет.

Очевидно, что эту проблему частный бизнес решать не будет, так это абсолютно не его задача. Частный бизнес идет туда, где возможно получить максимальную прибыль, где ему не надо нести затраты на строительство дорог, школ, больниц, жилья и т.д. То есть частный бизнес идет в уже освоенные регионы или в те регионы, где указанные затраты будут минимальными, а прибыль – максимальная: нефть, газ, цветные металлы, алмазы и т.п. Увеличение разрывов в развитии регионов, указанное выше, тому подтверждением.

Еще одним серьезным фактором, диктующим необходимость повышения роли государства в развитии, является положение дел в Сибири и на Дальнем Востоке.

Сегодня, из-за ухода государства из сферы производства и закрытия многих предприятий в результате либерального курса «преобразований», Сибирь и Дальний Восток теряют население и без того малочисленное для этих громадных просторов с богатыми природными ресурсами.

Сибирь и Дальний Восток занимают 12,6 млн. кв. км., то есть 75% территории России. Население Сибири и Дальнего Востока, по данным переписи 1987 г.– 31,36 млн. человек или 21,6% от численности населения России. За минувшие годы Дальний Восток потерял уже более 12% своих жителей. В Амурской области, Хабаровском и Приморском краях в 1987 году проживало 5 млн. человек (ничтожное количество на 1 миллион 350 тысяч квадратных километров территории!). Сегодня в этих регионах осталось только 3 млн. человек, в том числе в Хабаровском крае около 1,5 млн. человек. И сравните – в соседней с этим краем китайской провинции живет более 100 млн. человек!

И еще один крайне тревожный результат идеологии либерализма российского разлива: только 4 процента выпускаемой на Дальнем Востоке продукции идет в другие регионы России, 75% – за рубеж: в Китай, Японию, Южную Корею. То есть за годы «реформ» либералы уже разрушили для Дальнего Востока экономическую – самую главную основу для его нахождения в составе России.

Российские олигархи заинтересованы только в хищническом выкачивании наших природных богатств и в размещении полученных доходов за границей. Ими до сих пор не построено ни одного крупного завода или электростанции и ни одной дороги. Они не вкладывают и не будут вкладывать средства в строительство жилья, больниц, школ, стадионов и других объектов социальной, производственной и транспортной инфраструктуры. Они не занимаются и не будут заниматься развитием Сибири и Дальнего Востока.

Если российское государство не будет само активно участвовать в развитии Сибири и Дальнего Востока, то этим займется Китай, рассматривающий наш Дальний Восток как вакуум. И этот процесс уже запущен – заселение китайцами и разностороннее освоение ими Сибири и Дальнего Востока уже идет полным ходом. Легальными и нелегальными способами.

Очевидно, что в недалекой исторической перспективе главные угрозы для нашей территориальной целостности и независимости будут исходить от Китая. Численность населения Китая (1 млрд. 360 млн. чел.) в 9 раз превышает численность населения России, территория же почти в два раза меньше нашей: Китай – 9,6 млн.кв.км, Россия – 17,08 млн.кв.км.

Сказанное следует дополнить тем, что в международном сообществе уже обсуждается вопрос о необходимости «справедливого» распределения земных ресурсов. Естественно, что эта проблема касается, прежде всего, нашей страны, имеющей самую большую в мире и самую плохо освоенную территорию.

Для выполнения требования времени, повышения роли государства и народа у нас в России имеются уникальные возможности.

Первая возможность. Пересмотр номенклатурно-воровской приватизации в сфере материального производства (не трогая других сфер) и передача приватизированных предприятий и предприятий, еще остающихся в государственной собственности, в полное хозяйственное ведение трудовым коллективам для осуществления ими предпринимательской деятельности. Тем более, наши «прихватизаторы» уже доказали свой паразитический характер, свою несостоятельность в качестве развивающей силы, что вынуждена была признать даже наша высшая власть.

Оснований для социальных конфликтов при пересмотре проведенной приватизации нет и не может быть. Приватизация была антиконституционной, обманной, действительно воровской. Это осознает большинство народа – по проводимым опросам общественного мнения более 80% нашего народа выступают за пересмотр итогов приватизации.

Вторая возможность. Строительство за счет государственных средств заводов, фабрик, шахт, электростанций, нефте и газопромыслов и т.д., которые также должны передаваться в хозяйственное ведение или в аренду трудовым коллективам для осуществления ими производственной деятельности на основе рыночных отношений в качестве собственников производимой продукции и услуг.

Мы должны четко понимать, что если мы не превратим большинство нашего народа в ответственных и реальных собственников результатов своего труда, в подлинных хозяев на производстве, то наша Россия окончательно превратится в сырьевой придаток Запада и Китая или её вообще не будет.

Кроме реприватизации и строительства новых предприятий, путей и способов эффективного участия государства в развитии страны множество.

Это создание государственных структур (банков, компаний) для долгосрочного валютного кредитования по низким (вплоть до нулевых) процентам под проекты модернизации отечественных предприятий;

создание государственных или смешанных компаний для закупки новейших иностранных технологий: техники, оборудования, патентов и лицензий по заявкам отечественного бизнеса.

Развитие и совершенствование дорожной сети. Строительство жилья и передача его малообеспеченным и другим категориям граждан в пользование или, при их согласии, для выкупа в собственность по приемлемым ценам. Строительство спортивных сооружений, детских садов, школ, больниц и т.д.

Нет такой сферы нашей жизни, куда бы государство не могло направлять свои средства. Вопрос не в этом. Вопрос в идеологии. Наши либералы не видят государство как созидателя, как институт развития общества, которым оно и является в своей первородной сути.

Изложенное не является только моим мнением. Такой же позиции придерживается множество российских ученых. И не только российских. Вот мнение Жака Сапира, экономиста с мировым именем, руководителя парижской Высшей школы исследований по социальным наукам. В интервью журналу «Эксперт» он говорит, что лучший способ использования Стабилизационного фонда состоит в инвестировании в социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение и т.п.) или в модернизацию производственной инфраструктуры, в новейшее оборудование для российских предприятий, что это не увеличивает, а снижает инфляционный потенциал экономики. «Вы должны выйти за рамки экономической идеологии монетаристского толка, перейти к прагматичной экономической политике… Проблема заключается в том, что российский Минфин находится в плену сугубо монетаристских представлений об экономике, ничего общего не имеющих с действительностью даже в развитых странах Запада, не говоря уже о России».

Возможности для увеличения роли государства в развитии страны огромны:

1. За счет высоких мировых цен на энергоресурсы у нашего государства имеются большие средства, сосредоточенные в Резервном фонде, в Фонде национального благосостояния и в резерве Банка Росси. Сегодня эти средства сосредоточены в основном за рубежом и работают на другие страны. Их необходимо вернуть в свою страну и использовать на собственное развитие. По состоянию на сентябрь 2010 года – более 18 триллионов рублей.

2. На выплату дивидендов в сырьевых и других отраслях ежегодно выделяются огромные средства – триллионы рублей. Так, по итогам 2009 года компания ТНК-ВР Холдинг выплатила по дивидендам 148 133 млн. руб., Газпром – 56 580 млн.руб., Лукойл – 44 229 млн.руб. Только первые 16 компаний из 150 «самых щедрых» за 2009 год направили на выплату дивидендов 527 577 млн. руб.

Не работают, не потеют, но на акции, приобретенные неизвестно на какие средства, получают колоссальные доходы, которых хватило бы на создание сотен и сотен новых производств. Национализация сырьевых и иных производств и передача их в хозяйственное ведение трудовым коллективам высвобождает эти средства для развития, а не для паразитического потребления и переправки за рубеж.

3. Более 10 триллионов рублей имеется сбережений населения в банках, часть из которых можно было бы использовать на развитие страны по согласию с населением на гарантированных и выгодных для него условиях.

4. Введение государственной монополии на оптовую торговлю спиртными и табачными изделиями ( монополия не на производство и розничную торговлю). Государство должно скупать спиртное у производителей по твердым рентабельным ценам и продавать его по другим твердым ценам розничной торговле. В советский период доходы от государственной торговли спиртными и табачными изделиями составляли значительную часть государственного бюджета.

5. Рационализация налогообложения.

6. Средне и долгосрочные государственные внутренние и заграничные займы развития.

В оправдание своего отрицательного отношения к государству, как к источнику развития страны, наши либерал-экономисты во власти выдвинули абсурдное положение о том, что использование государственных средств в развитии страны вызовет большую инфляцию, которая нанесет огромный ущерб экономике.

Привлечение иностранного капитала не вызывает инфляцию. Использование отечественного частного капитала не вызывает инфляцию. Скупка Центральным банком валюты за счет бумажного станка не вызывает инфляцию. Но использование таких же средств государством – это губительная инфляция!?

Инфляцию разгоняет не вложения государства в развитие своей экономики, а сама власть. У нас рост тарифов на продукцию и услуги естественных монополий (причем продукцию прибыльную, а не убыточную!) на каждый год утверждается властью, причем в размерах, превышающих в 2 и более раз текущую инфляцию. Практика европейских стран показывает, что рост только энерготарифов на 1% влечет увеличение инфляции на 3%. Естественно, что за ростом цен на электроэнергию, газ, ж.д. перевозки не менее высокими темпами будут расти цены и на другие товары и услуги.

Знаменитый профессор-экономист и государственный деятель Германии Людвиг Эрхард, обеспечивший восстановление за 4 года почти полностью разрушенной в ходе Второй мировой войны немецкой экономики, писал: «Инфляция – это не стихийное бедствие и не закон природы, а дело рук дураков или преступников, управляющих государством».

Истинной причиной непрерывного роста цен является забота российских властей о высоких доходах нашей коррумпированной государственной номенклатуры, миллионеров и миллиардеров.

Нынешняя российская власть – это в значительной степени власть бюрократии и олигархии.

Изменение ситуации в лучшую сторону – превращение народа в ответственного и реального хозяина страны и создание в России самой эффективной народной рыночной экономики является сейчас важнейшей, актуальнейшей задачей. И для ее решения у России есть только один выход – кардинально увеличить роль государства и народа в развитии страны.

О.Ю. Кассин,
сопредседатель Общероссийского общественного
движения «Народный Собор»