Генерал Ивашов: Нам рано вкладывать в Афган

ПубликацииТочка зрения

НАТО предлагает России и Китаю скинуться на поддержку проамериканского режима Карзая

Как нам выстраивать отношения с Афганистаном, рассуждает генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов.

«СП»: – Леонид Григорьевич, должны мы сегодня вкладывать деньги в Афган, или нет?

– Мы не должны вкладывать свои ресурсы непонятно во что. У нас – как и у Китая – нет пока общих интересов с Америкой, нет заинтересованности, чтобы американцы в Афганистане присутствовали. Китай, кстати, с самого начала не выражал радости – ни американцам, поскольку они влезли в Афган, ни нам, поскольку мы этому способствовали.

Как известно, Пакистан закрыл южный маршрут доставки тылового обеспечения для войск западного контингента в Афганистане. Полагаю, во многом это решение – заслуга Китая. Сегодня Китай, Пакистан и пуштуны действуют согласованно, выдавливая американское военное присутствие. А Россия это присутствие как бы поддерживает. Мы, например, предложили американцам выводить войска через нашу территорию (имеется в виду создание в Ульяновске логистической базы НАТО для транспортировки военных грузов из Афганистана, – «СП»).

Но нам влезать в Афганистан с неясными перспективами не просто невыгодно, но и опасно. Если мы начинаем поддерживать Карзая, которого привели к власти американцы, то вызываем негативное отношение к России в глазах и значительной части афганского населения, и, в целом, исламского мира. А отсюда рукой подать до возникновения угроз нашей военной безопасности.

«СП»: – Что нам следует делать?

– Я бы рекомендовал действовать в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). России нужно провести консультации с партнерами и поговорить о будущем Афганистана, определиться с долгосрочной политикой в отношении Кабула. В ШОС, где Россия с Китаем главные, где на нашей стороне Казахстан и Киргизия, и следует обсудить афганскую позицию. И уж если помогать Карзаю – то не вместе с американцами, а отдельно. Причем, помогать не вооруженным силам и силам правопорядка, а оказывать поддержку в совершенно других сферах – образования, экономики.

Повторюсь: не имея четкой стратегии в отношении Афганистана, бросать туда деньги не в наших интересах. Они, эти деньги, могут потом сыграть против нас.

«СП»: – Сегодня распространена такая точка зрения: в Афганистане американцы делают нашу работу, и если они уйдут, мы получим талибов у себя на южных границах. Насколько обоснованы эти опасения?

– Это проамериканская позиция. На деле, американское вторжение в Афганистан ничего полезного России не принесло. Мы получили поток афганских наркотиков, который увеличился на порядок, лишились Северного альянса, который был нашим союзником. Наконец, мы получили в Афганистане чисто проамериканский режим.

Я не вижу в перечисленном пользы. Да, американцы утверждают, что борются в Афганистане с терроризмом. Но разве у нас на Кавказе стало от этого меньше терактов? Нет, конечно. Кроме того, посмотрите на обстановку, которую мы имеем сегодня в Центральной Азии. До прихода американцев в Афганистан Казахстан был довольно спокойным государством, в котором присутствовал умеренный ислам. А сегодня мы видим там практически боевые действия. Сложная обстановка и в Киргизии, которую дестабилизирует наркомафия, и в Таджикистане. Словом, операция американцев принесла нам лишь беды и угрозы.

«СП»: – То есть, если американцы уйдут, катастрофы для нас не случится?

– Нет, конечно. Я не призываю сотрудничать с талибами, но пуштуны всегда правили Афганистаном, и сегодня надо выходить на их вождей, на лидеров Пуштунистана, и с ними договариваться. Да, это вызовет вопросы у Пакистана. Но пакистанцам надо объяснить: мы идем с пуштунами на сближение не для того, чтобы создать свободный Пуштунистан, а чтобы обстановка была стабильной.

Вообще, нам как воздух нужен крупный проект, проект континентального блока, куда бы вошли Россия, Китай, Индия, Иран и Афганистан. Афганистан нужно лечить не военной силой. Нужна концепция, которая бы прекратила столкновения, которые в Афгане бурлят с 1976 года. В Афганистане нужно создавать коалиционное правительство, принимать другие меры стабилизации, а не вооружать одну сторону против другой.

«СП»: – Что конкретно можно предложить Афганистану, помимо коалиционного правительства?

– Прежде всего – программу развития в рамках большого блока государств. Афганистан интересен и России, и Китаю, и Индии. Афганистан очень богат ресурсами. На его территории есть уран, нефть, газ, драгметаллы, но все эти запасы не разведаны и не разработаны. Афганистану можно предложить развить экономику за счет разработки полезных ископаемых.

Кроме того, нужно повышать международный статус Афганистана в рамках ШОС – присвоить ему статус наблюдателя, или ассоциированного члена организации. Другими словами, вовлекать страну в политическое и экономическое пространство, пространство безопасности и культуры.

«СП»: – Каковы шансы, что этот проект будет реализован?

– Сегодня шансов немного. Россия избрала прозападный вектор развития (точнее, деградации), и продолжает ему следовать. Мы играем по чужим проектам. Китай, Америка и Евросоюз, транснациональный капитал – все имеют собственные геополитические проекты. А мы – не имеем. Между тем, России надо собирать все постсоветское пространство, кроме Прибалтики. Но собирать не призывами, а конкретными проектами, чтобы каждый его участник видел свой интерес. И Афганистан – в том числе…

Источник: «Свободная пресса»

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula