Объединение школ рассорило родителей с чиновниками

Слияние «сильных» и «слабых» школ может ударить по качеству российского образования

Родители учеников нескольких столичных школ готовят письменное обращение к мэру Москвы Сергею Собянину и премьер-министру РФ Владимиру Путину с просьбой изменить процедуру комплектования учебных заведений. В частности, их не устраивает решение объединить «успешные» школы, куда записалось слишком много учеников, с «проблемными», поступить в которые желающих не нашлось. Об этом «Известиям» заявила руководитель инициативной группы родителей Оксана Кистенева. На данный момент количество недовольных уже достигло 400 человек.

Напомним, что 80 столичных школ не смогли набрать детей ни в один первый класс на 2012/13 учебный год. Как отметил 3 апреля глава столичного департамента образования Исаак Калина, выступая на заседании правительства, из-за недобора первоклассников готовы объединиться 25 московских школ. Родители процесс объединения восприняли негативно. Так, по словам Оксаны Кистеневой, школу № 1454, в третьем классе которой учится ее ребенок, объединяют с более «слабой» школой № 216 для создания единого центра образования.

— В результате в 216-й школе будут учиться дети обеих школ с 1-го по 5-й класс, а в 1454-й — с 6-го по 11-й. При этом до 4-го класса нам обещают оставить наших сильных учителей, а вот что будет в 5-м классе, оставят ли хороших учителей или нет, неизвестно. Надо учитывать и права учеников школы № 216 — там три коррекционных класса, дети с задержкой психического развития. Им также сложно будет учиться, — пояснила «Известиям» Кистенева.

Помимо того что «школьная рокировка» может негативно повлиять на образовательный процесс, родители также указывают и еще на одну проблему — транспортную. По словам Ирины Окуньковой, мамы ученика третьего класса школы № 1454, многим родителям «неудобно доставлять детей в новую школу», так как она находится в 20–30 минутах ходьбы от домов.

Предоставить оперативный комментарий учебные заведения не смогли. Однако пример 1454-й и 216-й школ — далеко не единственный. Так, ранее «не допустить слияния» требовали родители детей, обучающихся в школе № 1223 с углубленным изучением английского языка. Впрочем руководство учебного заведения отреагировало довольно оперативно: спустя несколько дней, 5 апреля, на сайте школы появилось сообщение о том, что объединения не будет.

Ранее Калина отмечал, что решения об объединении школ «без согласия руководителей учреждения не принимаются». Однако, как пояснил «Известиям» источник, знакомый с ситуацией, «мнение директоров чиновников интересует редко, все происходит в приказном режиме».

Эксперты в большинстве своем особой опасности в объединении не видят. Так, по словам директора центра образования № 548 «Царицыно» Ефима Рачевского, причин недобора учеников — две. Первая — территориальная: далеко не все школы находятся там, где есть дети. Вторая действительно заключается в нежелании родителей отдавать детей в так называемые «слабые» школы, причем эта ситуация наблюдается уже не один год, а как минимум 15 лет.

— Просто электронная запись ее выявила. «Слабые» школы объединяют с «сильными» в расчете на то, что сильный управленец с профессиональным коллективом сделают шаг вперед. Плохого учителя уволить крайне тяжело, а в этой ситуации у директора появляется прекрасный шанс это сделать, — сказал Рачевский.

С ним согласен и Виктор Фертман, директор 1-й столичной гимназии:

— В маленькой школе, где учится 250–300 детей, технически невозможно обеспечить качество образования. Объединение — это неизбежность. Вне сомнения, это не нравится родителям, но это перспектива, — отметил он.

По словам Рачевского, тенденция объединения наблюдается не только в Москве, но и в России в целом: из 70 тыс. школ за последние несколько лет в России осталось 47 тыс. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков видит проблему не в административном объединении, а в физическом. Он напомнил, что, согласно существующим Санитарным нормам и правилам (СанПиН) ребенок должен учиться не дальше, чем в 500 м от своего дома.

— Сейчас вся система образования перешла на нормативно-подушевой принцип финансирования. Получается, что школы с расторопными директорами, имеющими связи с префектурами и чиновниками, перетащили к себе детей, но не учли, что им придется далеко ездить, — пояснил Комков.

Эксперт добавил, что принцип подушевого финансирования в Россию «завезли» американцы, которые сами уже давно отказались от него.

Источник: Известия