Ректоры получают много, преподаватели мало
Минобрнауки проверило, как работает новая система оплаты труда в вузах
Министерство образования и науки провело проверку и отчиталось о том, как работает новая система оплаты труда в вузах. Исследование показало, что денег в высшей школе стало больше, но получили их главным образом ректоры и административный персонал. Тогда как зарплаты преподавателей, в том числе, профессоров, часто оказываются ниже, чем у коллег из школ.
Новая система оплаты труда в вузах была введена в 2008 году. Ее главным достижением считается отмена тарифной сетки. Вместо этой, оставшейся еще с советских времен системы стимулирования работников, вузам предложили самостоятельно определять, как и в каком размере следует поощрять своих работников. Для этого в фонде оплаты труда предусмотрели стимулирующую часть, которая дополнила неизменную базовую часть.
По новым правилам, ректоры вузов получили возможность самостоятельно принимать решения: доплачивать сотрудникам за интенсивность работы, ее высокие результаты и даже за внедрение инноваций в образовательный процесс. Перечень выплат стал определять сам вуз. Единственное условие — размер стимулирующих выплат должен составлять не менее 30% от средств на оплату труда, формируемых за счет федерального бюджета.
По данным Минобрнауки, средняя зарплата преподавателей после введения новой системы оплаты труда возросла к сегодняшнему дню в 1,7 раза, с 19,1 тыс. рублей до 31,7 тыс. рублей. При этом все остальные сотрудники вузов стали получать больше в 2,2 раза (сейчас 23,8 тыс. рублей — против 10,8 тыс. в 2008 году).
По мнению чиновников, рост оказался недостаточным для существенного улучшения материального положения преподавателей, и к тому же не совсем справедливым. Свобода, которую получили вузы в формировании собственных систем оплаты труда, оказалась в первую очередь на руку самим ректорам вузов. «Несмотря на принимаемые Минобрнауки меры по уменьшению социальной напряженности из-за большой дифференциации зарплаты ректоров и преподавателей вузов… по-прежнему есть большое число вузов, в которых этот разрыв велик», — констатировало министерство.
По итогам 2011 года средняя зарплата ректора российского вуза составила 195,6 тыс. рублей, в то время как преподаватель получал в среднем 23 тыс. рублей, то есть в 8,5 раз меньше. В то же время, по замыслу министерства, зарплата ректоров в 2011 году не должна была превышать зарплату основного персонала в 4 раза. Особенно отличился Южный федеральный университет, ректор которого в среднем получал 395,5 тыс. рублей, а преподаватель примерно в 20 раз меньше — 17 тыс. рублей. Примерной оказалась Высшая школа народных искусств, где среднемесячная зарплата ректора составила 138,8 тыс. рублей, а преподаватель в среднем получал 75,2 тыс. рублей.
Несмотря на общий рост средних зарплат преподавателей, в половине вузов страны она не дотянула до средней зарплаты по экономике региона. Во многих вузах зарплата не превысила 70% от среднерегиональной. В четверти вузов зарплата преподавателей и остального персонала за год снизилась.
— В целом по России ситуация такова, что педагог высшей школы в большинстве регионов получает меньше, чем средняя зарплата по региону. В Москве средняя по региону колеблется — 44-47 тыс. Очень немного вузов, может быть, три-пять в Москве, у которых средняя зарплата основного персонала — профессорско-преподавательского — равна или чуть выше средней по Москве, — рассказывал накануне журналистам ректор МГУ Виктор Садовничий.
Хуже всего, судя по отчету Минобрнауки, дела обстоят в Московском государственном вечернем металлургическом институте. Среднемесячная зарплата преподавателей здесь составила 15,3 тыс. рублей, что почти в три раза меньше, чем среднерегиональная зарплата. Проблема в самой системе поощрения и несправедливых показателях, которые должны выполнять вузы для получения финансирования, считает ректор этого вуза, профессор Алексей Коростелев:
— Возможность получения денег основана на непонятных нормативах. Например, среди них есть «средний бал за ЕГЭ». У нас большая часть поступающих, окончили школу до 2009 года, либо после колледжа — они сдают вступительный экзамен (а не ЕГЭ — авт.), и мы сразу проигрываем. Есть такой норматив, как «дополнительные стипендии». У нас стипендий нет вообще, мы опять по нулям. Есть критерий «возраст преподавателей» — мы отстаем на 10 лет от среднего по России. Разве это на качество образования влияет?
Эксперты считают, что сам принцип формирования фондов оплаты труда в вузах, правильный.
— Против общей идеи возражений не было. Но одна из серьезных проблем системы — глубокая дифференциация и непрозрачность. Прозрачной системы сложить не удалось: никто не знает доходов ректоров вузов, потому что к госслужащим они не относятся, — говорит руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина.
По словам Абанкиной, особенно широкие возможности для дифференциации зарплаты ректоров с остальной частью работников, открылись после того, как зарплату руководителей вузов решили сделать кратной 5 средним зарплатам по вузу. Но в этой зарплате не учитывались все доплаты с договоров: «В практике многих вузов ректор числится руководителем абсолютно всех научно исследовательских работ. Все выплаты по договорам, от платных студентов распределяются крайне неравномерно и, мягко говоря, бесконтрольно».
Источник: Известия