Добро пожаловать в ВТО?

Линия противостояния мировой глобализации сегодня проходит по линии русского огорода! …

По материалам, доступным в интернете

«Россия вступила в ВТО! После почти столетнего драматического поиска иного от всего человечества пути мы возвращаемся в цивилизованный мир!» – написал руководитель «Роснано» А. Чубайс в «твиттере».

Как показывают события последних двадцати лет – что для некоторых реформаторов России благо (как же – возвращаемся в цивилизованный мир!), то для большинства жителей России – «ваучеризация», «приватизация» и пр., со всеми уже вытекшими из этого последствиями…

Руководитель ВТО Паскаль Лами, после подписания протокола о присоединении России к ВТО (со стороны России его подписала Э. Набиуллина) сказал: «Таким образом мы активно приближаемся к глобальности», и добавил по-русски: «Добро пожаловать!» (по информации газеты «Ведомости» от 16. 12. 2011).

А добро ли нам, жителям России, пожаловать во Всемирную торговую организацию? Мнения экспертов-экономистов и политиков и сегодня весьма рознятся на этот счет.

Но для начала небольшая историческая справка.

Еще в ходе второй мировой войны, в 1943 году, США во взаимоотношениях со своими союзниками стали поднимать вопросы будущего устройства международной торговой системы.

Государственный интерес США состоял в том, чтобы максимально либелизировать национальные товарные рынки, обеспечить преимущественные условия американским товарам в ситуации, когда преобладающая часть прежде конкурентоспособных стран оставалась еще в руинах мировой войны.

В 1946 году на сессии ЭКОСОС (Экономический и Социальный Совет ООН) было решено созвать Конференцию ООН по торговле и занятости. На подготовительном этапе, в преддверии Конференции, 23 страны, включая США, начали переговоры о либерализации международной торговли и в ходе переговоров разработали текст ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). С 1 января 1948 г. текст ГАТТ вступил в силу. 1 января 1995 года ГАТТ был преобразован в ВТО. Всемирная торговая организация отличается от ГАТТ, действовавшего исключительно в сфере торговли товарами, тем, что охватывает своей деятельностью торговлю товарами, услугами и “идеями”. Ее (ВТО) документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

Сейчас в ВТО входят 153 страны. Штаб-квартира ВТО располагается в Женеве, Швейцария.

Принципы ВТО:

– взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле; – взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения; – регулирование торговли преимущественно тарифными методами; – отказ от использования количественных и иных ограничений; – транспарентность (информационная прозрачность) торговой политики; – разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Сегодня Россия, после многолетних усилий в этом направлении, находится в одном (последнем) шаге от вступления в ВТО. Полноправным членом этой организации Россия должна стать в текущем году, после ратификации договора о вступлении в ВТО Государственной Думой РФ.

В свою очередь еврокомиссар по торговле Карл де Гюхт выразил надежду, что Россия будет исполнять принятые на себя международные обязательства в рамках ВТО. Он напомнил, что Россия должна ратифицировать договор о присоединении к ВТО до середины текущего года, и выразил надежду, что Россия за это время не предпримет каких-либо «обратных шагов», которые бы могли идти вразрез с обязательствами по ВТО (цитата по «РИА Новости»).

Ради вступления в организацию Россия пообещала снизить в среднем тариф на импорт товаров с 10% до 7,8%. Пошлины на промышленные товары сократятся с 9, 5 % до 7,3%; продукцию сельского хозяйства – с 13,2%, до 10,8%, в том числе: молочные продукты – с 19,8 до 14,9 %; зерновые культуры – с15,1 до 10 %; мясо свинины – с 15 до 0 % внутри квоты, (с 75 до 65 % сверх квоты). (Сохраняется квотирование импорта мяса и почти не меняются пошлины для говядины и птицы). Более трети новых ставок начнет действовать в день вступления России в организацию, четверть снизится спустя три года. Пошлины на автомобили, вертолеты и гражданские самолеты снизятся только через семь лет, а на мясо птицы – спустя восемь лет.

По единодушному мнению большинства экспертов, политиков и государственных деятелей, наиболее уязвимой отраслью в первые годы вступления России в ВТО является сельское хозяйство.

Так, одно из условий вступления России в ВТО – сокращение в России с 2013 года господдержки села вдвое: с 2013 по 2017 год она будет сокращена с 9 до 4,4 млрд. долларов.

Все это при том, что, если сравнивать сельское хозяйство России со странами ЕС, то там господдержка сельхозпроизводства выше в 10 раз.

Но ведь должны быть и плюсы для России (и, в частности сельского хозяйства) от вступления в ВТО. Среди бесспорных плюсов от обретения нового статуса называются: более совершенные системы стандартизации и сертифика­ции, доступ предприятий АПК к относительно дешевым кре­дитным ресурсам, оживление на селе деятельности предста­вителей российских и зарубежных финансовых кругов. Всту­пление в ВТО станет катализатором применения в России более цивилизованных мер защиты рынка. Изменится к луч­шему и ситуация с технической оснащенностью села: ино­странные машиностроительные компании уже выражают за­интересованность при наличии четко определенных правил игры инвестировать средства в производство техники и обо­рудования на территории России. Согласование отечественных стандартов с мировыми принесет большую пользу перерабатывающим и пищевым отраслям АПК, создаст возможности для выхода на зарубеж­ные рынки, что будет стимулировать дальнейшее динамич­ное развитие внутреннего спроса.

К негативным последствиям и трудностям, в первую оче­редь, относятся: возможное ухудшение рыночных условий развития наиме­нее эффективных отечественных производителей продо­вольствия вследствие ослабления протекционистских мер; усиление трудностей для отечественных производителей из-за сокращения мер внутренней государственной поддерж­ки; сокращение (в основном, временное) бюджетных поступ­лений от импортных пошлин; трудности осуществления ряда экономических и техниче­ских мер для предоставления ВТО соответствующих ее стандартам нормативов государственного регулирования в продовольственной системе страны; обеспечение соответствия российских законов, правил и административных процедур обязательствам по соглашени­ям ВТО.

АПК России сегодня находится в гораздо худших условиях по сравнению с другими странами-членами ВТО. Анализ ин­дексов производства, рассчитан­ных по данным Госкомстата России как отношение объема производства 1-го продукта в расчете на душу населения в среднем за год к минимальной норме потребления этого продукта, позволяет обоснованно говорить о том, что по большинству продуктов питания, за исключением картофеля и сахара, производство находится на уровне, обеспечиваю­щем лишь минимальные потребности в продуктах питания.

При такой финансо­во-экономической ситуации сельскохозяйственные организа­ции при вступлении России в ВТО окажутся неконкуренто­способными. К тому же, если 30-35% сельхозпроизводителей смогут вести безубыточную хозяйственную деятельность, то для остальной части сельхозпроизводителей, ведущих деятельность с убытком уже в настоящее время, само выживание окажется под во­просом. Все это приведет к обострению социальной ситуации в стране.

Кроме того, по требованиям ВТО страны-члены данной ор­ганизации должны существенно сократить дотации на про­дукцию животноводства и растениеводства, льготное креди­тование, ценовую поддержку товаропроизводителей, компен­сации части затрат на приобретение материально-технических средств, льготы на транспортировку сельхозпродукции и др. Применение этих мер также болезненно может отразить­ся на финансово-экономическом состоянии российских сель­хозтоваропроизводителей.

При вступлении России в ВТО российские экспортеры сельскохозяйственной продукции столкнутся с так называе­мыми «нетарифными барьерами», ограничивающими их вы­ход на внешние рынки. Речь в данном случае идет о различ­ных технических требованиях (нормах и стандартах) как на­циональных, так и международных. Для примера: опыт таких стран, как Индия, Пакистан, Китай и другие, свидетельствует о том, что требования к сельскохозяйственным товарам со стороны индустриальных стран (технические параметры) не позволяют увеличивать экспорт сельскохозяйственной про­дукции вступивших стран. По существу, речь идет о нормах, стандартах и внешнем виде товаров (упаковка, маркировка), а не о их качестве и потребительских свойствах.

Наименее конкурентоспособным окажется животноводство России. Это является, прежде всего, следствием двух факторов: относительно низкой эф­фективности растениеводства, обусловливающей несбалан­сированность рационов кормления животных, плохое качест­во кормов, высокие затраты на них; и собственно животно­водства, где худший по сравнению с Западом генетический потенциал скота и птицы, часто нерациональная система со­держания и кормления и др.

Вследствие технологического отставания (в большин­стве случаев), высокой затратности и низкой продуктивности, которая в среднем не сравнима с западной, продукция отраслей скотоводства на настоящий момент мало конкуренто­способна на мировом и внутреннем рынках.

Но ведь от вступления в ВТО конкурентоспособность нашего животноводства и в целом АПК не повысится!

Западные эксперты отмечают: «Если российские произво­дители сумеют достичь мировых стандартов качества, то им будут открыты все рынки, в противном случае сельскому хо­зяйству России грозят большие неприятности».

Из всего выше приведенного и можно сделать вывод – в случае вступления России в ВТО, ее сельское хозяйство ожидают большие неприятности.

Скажут: так повышайте же конкурентоспособность. Наши граждане имеют право на качественную продукцию, – добавят другие.

Но, помилуйте, если 20 лет – сельское хозяйство поначалу просто уничтожалось (его называли «черной дырой», руководителей хозяйств называли «красными председателями» и т.д.), потом, при минимальной поддержке государственного бюджета кое-как выживало, то каким же образом можно за оставшееся до вступления в ВТО время сократить это отставание от Запада?

Да они же завалят нас более дешевыми и внешне красивыми товарами. И все заявления о том, что «при вступлении ВТО не должно пострадать ни одно сельхозпредприятие», так и останутся словами (так уже было не раз по разным поводам). Поди, разберись потом – отчего сдох колхоз, от того что он и так уже подыхал последние годы или от вступления России в ВТО…

Судя по всему, (как-то опыт жизни в России подсказывает), договор о вступлении в ВТО будет ратифицирован Государственной Думой. И что делать? Да свой огород возделывать, так, чтобы и себе хватило, и на продажу тем, у кого огорода нет осталось. Линия противостояния мировой глобализации сегодня проходит по линии русского огорода!

Дмитрий Анатольевич Ермаков, член Союза писателей России

Источник: РНЛ