Не по шаблону

Опыт, который годится для всей страны

В Перми состоялось второе заседание интеллектуального клуба «Набат». Оно было посвящено исламу. Специально на встречу были приглашены пермские татары, исповедующие эту религию.

Рустам-хазрат, имам Осинского района, директор медресе «Тарик» прочел небольшую лекцию об основах мусульманской веры. А после лекции активисты «Народного Собора» задали вопросы по интересующим их темам.

В основном, конечно, всех интересовал ваххабизм: истоки возникновения, отличия от традиционного ислама, проблемы с ваххабитами в нашем Пермском крае. Говорили и о том, что такое «джихад», и в чем его отличия от «газавата». Не обошли стороной и отношение ислама к другим вероучениям, к Библии, к евреям и к русским. Был развеян миф о том, что для отмены строительства мечети необходимо закопать на этом месте свинью. Татары удивились тому, что подобный ритуал может, якобы, отпугнуть мусульман от строительства молельного дома. Наши же ребята поразились исключительностью татар, которые среди мусульман единственные, кто справляет поминки (прямо, как мы).

На вопросы, особенно политического характера, отвечал и Тагир Илькаев, представитель муфтия Пермского края, который помог организовать эту встречу. Пермское региональное отделение «Народного Собора» познакомилось с ним летом на «Гуляй-Городе», этнокультурном казачьем празднике. Тагир был приглашен на пермскую конференцию «Народного Собора» 3 октября 2011 года, где выступил с рассказом об истории отношений между русскими и татарами в России. Являясь есаулом и атаманом мусульманского экстерриториального юрта, состоя в Прикамском Отдельном казачьем округе, Тагир старательно выстраивает отношения с Пермским региональным отделением «Народного Собора».

Для нас важны добрососедские отношения с муфтиятом, и мы рады, что они идут нам навстречу.

Особенностью Урала и Пермского края является проживание на его территории различных народов. Автохтонного финно-угорского населения, представленного огромным количеством народностей, пришедшего позднее тюркского элемента – татар и башкир и, наконец, славян, присоединивших этот край к России. Отрицание права на коренное проживание какой-то из трех ветвей противоречит и истории, и здравому смыслу.

Как расселялись народы, так и распространялись религии. Языческие, звериные культы финно-угров чередуются здесь с татарскими и православными русскими традициями. Переплетение таких различных слоев создало уникальный симбиоз культур, обычаев и нравов. Существуют деревни, в которых одна половина русская, а другая татарская, но все равно деревня одна, общая, и жители это понимают. Поэтому даже речи о каких-то конфликтах или о невозможности совместного проживания тут быть не может. Тюркские названия соседствуют и с древними пермяцкими, и с простейшими русскими – Иваново, Калинино…

Все эти факты говорят о том, что мы все будем так жить и дальше. В тоже время, проблемы, с которыми сталкивается сегодня татаро-башкирская община в Перми, касаются и нас, – например, распространение ваххабизма. Вроде бы исключительно внутримусульманское дело, ан нет. Учитывая нюансы этой идеологии, получается, что мы должны оказать всемерную поддержку своим соседям, а для этого мы должны понимать, с чем мы сталкиваемся.

Заседания «Набата» продолжатся. В ближайшее время мы планируем расширить и разнообразить их показами художественных и документальных фильмов. Следите за новостями.

Пресс-служба
Пермского регионального отделения
Общероссийского общественного движения
«Народный Собор»

Источник: Сайт МРО НС