Павшая муза
Всё хорошо, что хорошо кончается. 5-го марта закончился «поэтический проект» «Гражданин поэт»…
Длился он два года, насколько хороши были стихи, написанные Дмитрием Быковым и продекламированные в основном Михаилом Ефремовым – не могу сказать, так как ни разу не слушал и не читал, кроме последних (только поэтому и прочитал, что последние). Знаю, что написаны все они по мотивам русской классики, это-то и противно; отвратительнее разве что реклама какого-то помойного пива, тоже сляпанная из нарезки знаменитых русских стихов. Переделывать классику – это «въезжать в рай на чужом горбу». «По мотивам» ведь не может быть лучше оригинала, потому что вообще любой вторичный продукт не лучше первичного, а чаще всего гораздо хуже.
Ничего не скажу, Дмитрий Быков – человек веселый и остроумный, но, по-моему, он скорее журналист и критик, чем литератор; да, у него очень много книг и литературных премий, но как писатель он скорее плодовит, чем популярен. Ведь когда Пегаса гонят в таком темпе, муза за ним просто не поспевает.
Но в защиту поэта Быкова: будем снисходительны к качеству проекта/продукта. Тут такое дело: данный-то литературный проект – он ведь по случаю. К выборам. По заказу. И наверно, по заказу Прохорова, а может и ещё кого, из кругов приближенных к ИД Коммерсант, откуда родом продюсер проекта Андрей Васильев.
Ну и в общем когда корм кончился (а он кончился 4 марта), тут-то и Пегас, и муза – пали от бескормицы. Не будем плакать – будут ведь новые проекты, новые финансовые потоки и соответственно новые музы и Пегасы.
Один только момент: несмотря на обилие вроде бы политических сюжетов, да и русская поэзия вроде бы не кончилась – выбрана была для последнего концерта тема Сталина. Может быть, чтобы побояться (а либеральная интеллигенция любит бояться Сталина, тем более что это безопасно, он же умер), а может и ещё почему; во всяком случае Быков знает, что Сталин писал стихи, что уже неплохо.
Ну и, при большом стечении бомонда, как бы от имени Сталина, Ефремов читает:
А вот по такому случаю стоит вспомнить настоящие стихи, написанные больше ста лет назад неким 16-летним грузинским юношей, сыном сапожника:
Вот и судите сами, каковы у нас были раньше поэты и граждане, и какие сейчас.
Андрей Паршев