Игорь Друзь:«Украинская автокефалия, в случае ее реализации, грозила бы катастрофой всему Православию и всему миру»
Угроза автокефалии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, церковный раскол на Украине — давняя проблема нашей церковной жизни. В последнее время появились утверждения, что угроза эта преувеличена, что никаких особых проблем в отношениях между Русской Православной Церковью и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата нет. Мы решили провести опрос экспертов из Украины — священников и мирян — по этому вопросу. Сегодня на наши вопросы отвечает известный общественный деятель, председатель общественной организации «Народный Собор Украины» Игорь Друзь.
1. Высказывается мнение, что нет никаких проблем в отношениях между Русской Православной Церковью и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Как вы считаете, существует ли автокефальное лобби внутри УПЦ? Если да, то насколько оно влиятельно? Кто персонально в него входит?
— Это в корне неверное мнение. Или сознательная попытка «замять проблему», что еще хуже.
Проблемы не просто есть, они огромны. Де-факто УПЦ МП уже автокефальна. Особенно в свете нового, «нэзалэжного» устава, противоречащего Уставу РПЦ, незаконно принятого летом 2011 года под давлением автокефального лобби.
Это вовсе не мое личное частное мнение. Это мнение спохватившегося Синода УПЦ МП, который специально для исправления ситуации создал специальную Комиссию.
Это отмечал и Патриарх Кирилл. Об этом открыто говорят украинские архиереи.
Так, владыка Тульчинский Ионафан на своем официальном сайте написал: «Надо надеяться, что соборно учрежденная Комиссия по внесению изменений и дополнений в действующий Устав УПЦ (председатель — митрополит Донецкий Иларион) восполнит лакуны и устранит наросты в своде норм «Конституции УПЦ»- её «гражданском» Уставе о внутреннем административном устройстве и управлении, и обновлённая его редакция всё же получит благословение и утверждение Предстоятеля Русской Православной Церкви».
Также владыка Ионафан отметил, что сами проавтокефальные изменения в Устав были «приняты» на «поместном» Соборе УПЦ МП беззаконно, с большими нарушениями процедуры: http://vladyka-ionafan.ru/events/2012/01/28
Проблема не в том, что автокефальное лобби в УПЦ МП имеет какую-то большую «численность» — численность его активистов ничтожна. Это даже не меньшинство. Эта небольшая группка циников и подчиненных им экзальтированных молодых людей — исповедников политической «оранжевой веры». Но беда в том, что возглавляет это самое лобби лично Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан).
В этом он даже сам вполне открыто признавался. Процитируем его интервью «Русскому Newsweek»:
— И все-таки вам нужен автокефальный статус или нет?
— Этот статус должен венчать все наши усилия.
http://arhiv.orthodoxy.org.ua/ru/2009/02/05/22047.html
Впрочем, в других его речах звучали и другие мотивы: «автокефалия-де, не ко времени». То сеть надо нас «дремучих-тоталитарных-недемократичных» сначала перевоспитать, и тогда уж наступит «венец» их усилий — отделение от «тоталитарной Москвы». Вообще, если готовится какой-то развал, то речи его «проектантов» всегда крайне туманны и невнятны — вспомним Горбачева. Зато кадровая политика, организационные решения, внесение поправок в устав — совершенно тверды и внятны, однозначно проавтокефальны. Немногие реверансы в сторону сторонников единства — только попытки замаскировать курс на отделение и «реформы», как это было на модернистском Втором Ватиканском Соборе, когда Папа Римский не сразу добил консерваторов, а делал, условно говоря, один шаг в их сторону, а три — в сторону модернистов.
У нас на Украине распространен миф о том, что «имперская Москва»-де «не пускает из своих лап УПЦ МП». На самом же деле, Москва, как почти всегда, в последние лет 20, занимает, прямо скажем, жалкую, соглашательскую позицию. Многие москвичи, даже православные, увы, разучились мыслить глобально. Приятным исключением является Святейший Патриарх Кирилл, визиты которого на Украину сыграли важную позитивную роль в подавлении автокефалии. Эти визиты просто наглядно показали ничтожество автокефалов УПЦ МП перед огромными массами церковного народа и священства, приветствующего своего Предстоятеля — Патриарха всея Руси Кирилла.
Я удивляюсь: почему из Москвы, из официальных кругов практически нет слов поддержки в поддержку резко отвергающего автокефалию церковного народа и священства? Ведь многие клирики по приказу архиепископа Драбинко были отправлены в запрет, или за штат за твердо выраженную позицию любви к единству с Матерью-Церковью. Вместо этого из Москвы снова зазвучали некоторые высокопарные заявления о том, что якобы на Украине в Церкви ничего плохого не происходит. РПЦ до сих пор не развалилась вовсе не потому, что этого не допускает Москва. А потому, что этого не хочет абсолютное большинство верующих Украины. Несмотря на либеральную позицию Москвы, УПЦ МП пока находится в единстве со всей РПЦ.
Возможно, ряд официальных лиц из Москвы опасается негативной реакции украинских СМИ, большая часть которых связана с западными грантами. Но церковный народ не обращает внимания на них. Вот недостойный архиерей Драбинко, заслуженно смещенный Синодом со всех постов, попытался выступить против Синода и Церкви с помощью антицерковных оранжевых СМИ. Это нанесло резкий удар… по нему же, ибо народ и архиереи относятся к данным антиправославным СМИ, как к красной тряпке. Если украинская продажная пресса и ТВ нервно отреагирует на чаемые народом заявления Патриархии о единстве, то в глазах всех верующих рейтинг официальных лиц Патриархии только повысится. Тем более, что они все равно ругали, ругают, и будут ругать РПЦ — кто платит, тот и заказывает ругань. А платят журналистам-грантоедам западные олигархи, насаждающие антихристианские «ценности» по всему миру.
2. Есть ли среди представителей нынешней власти на Украине лоббисты автокефализма?
— Конечно. Их полно среди депутатского корпуса, спецслужб, некоторые представители которых даже сделали карьеру на содействии автокефалии при Ющенко — и они до сих пор на своих постах. Они есть и в Администрации Президента.
Но, слава Богу, теперь во власти все же доминируют представители противоположного курса. Только эти вторые, увы, пассивны, и предпочитают не вмешиваться в дела Церкви (хотя, как миряне, имеют на это право по Социальной Концепции РПЦ), а первые помогают группке автокефалов, да еще как.
3. Как вы считаете, какой статус был бы оптимальным для УПЦ МП: экзархат или автономная церковь, и почему?
— Оптимальным для УПЦ МП является статус экзархата. Правда, движение к нему должно быть постепенным, ибо есть много чисто административных моментов, общественных моментов. Все процессы в Церкви вообще протекают постепенно. Как медленно заходили в эту яму, так и постепенно надо из нее выходить.
С другой стороны, и слишком откладывать нельзя. Ибо нынешний статус «широкой автономии» неизбежно ведет к постепенному, но неизбежному отделению от Русской Матери — Церкви.
А это была бы катастрофа всего мирового Православия. Ведь на Украине сосредоточено свыше сорока процентов приходов РПЦ. В двух отделившихся друг от друга частях РПЦ было бы намного проще провести антицерковные обновленческие реформы. Сделать так, чтобы Церковь не просто перестала бы быть помехой дьявольскому новому мировому порядку, но и стала бы его идеологической опорой. Это уже произошло со многими протестантскими конфессиями, которые прямо одобряют агрессивную вооруженную экспансию стран НАТО в Третий мир, проповедуют эвтаназию, гомосексуализм, даже легкие наркотики. Ватикан уже почти докатился до их уровня. Западная олигархия активно создает ПОДконфессиональное «христианство» из опустившихся обломков старых деноминаций, для того, чтобы это «христианство» признало грядущего всемирного диктатора.
Тут можно привести несколько утрированную параллель со светскими государственными процессами. При СССР республики имели право выхода из состава Союза, но над этим правом все улыбались. А ведь именно этот статус, которому почти никто не придавал значения, сыграл главную роль в распаде исторической Руси. Имели право выйти — и вышли, когда центр ослаб. Всякая бюрократическая группировка, в том числе и церковная, имеет тенденцию к попыткам расширить свои полномочия. И она рано или поздно может взять свое. Так же как выросшая при Союзе республиканская бюрократия отделила Украину ВОПРЕКИ мнению большинства народа. В 1991 году партийная машина УССР активно поработала над внедрением в умы идеи о «необходимости» жить отдельно. Потом был поставлен заведомо лживый и манипулятивный вопрос на «всенародном референдуме» о независимости: вы в каком Союзе хотите жить, в СССР, или в Союзе Независимых Государств? При этом всем внушали, что все всё равно будут вместе, только больше денег и товаров будет оседать на Украине, ее не будет «грабить» «злобный» Центр.
Такими же лукавыми фразами пытаются манипулировать православными «вожди» автокефалов.
Украинским православным автокефалы рассказывают басни о том, что Украина после вступления в НАТО якобы сразу «просветит» страны этого военного блока своей христианской истиной… А после этого якобы сразу вступит в Евросоюз и получит европейский уровень жизни вместе с «украинской духовностью», которая вроде бы выправит «случайные» аморальные перекосы столь сильно возлюбившего разврат Брюсселя… Хотя все это на самом деле очевидный бред, никакого вступления Украины в ЕС никогда не будет, однако Киев, благодаря курсу на «евроинтаграцию», все больше становится подневольным донором ресурсов для Брюсселя (см. здесь.)
Снятый Синодом со всех постов за недостойное поведение архиепископ Драбинко обзывал всех, кто стоит за единство с Русской Матерью-Церковью «политическими православными». Но на самом деле как раз тот идеологический продукт, которым он и его команда пытались «просветить» нас, сирых, — это вообще не христианство. Это политическая идеология неолиберального направления, маскирующая себя легким «христианским акцентом». Недаром же драбинковцы развернули массированную пропаганду содомии — важной части политики стран НАТО — на своих сайтах. Они заботливо переворачивали весь интернет, выискивая наиболее «толерантные» к содомии статьи. Например, интервью с главным содомитом Украины Святославом Шереметом, главой «Гей-Форума», где он проповедовал свой образ жизни и ругал Церковь. (см. http://arhiv.orthodoxy.org.ua/uk/2007/08/10/9277.html) Это протоиерей Коваленко разместил на сайте «Православие в Украине».
Специально для сайта архимандрита Кирилла (Говоруна) «Религия в Украине» была написана хвалебная статья об одном снятом гомосексуалистами фильме. В нем рассказывалось о том, как «нетолерантные» христиане обижали доброго содомита. В том числе и мама доброго содомита — христианка. Но фильм и статья заканчиваются «хеппи-эндом». Мать содомита покаялась в… христианстве, и стала активисткой движения ЛГБТ.
http://www.religion.in.ua/main/7406-bobbi-pol-i-religioznaya-moral.html
Такая вот попытка «воспитания чувств» украинской паствы в стиле новой политкорректности.
Но, думается, автокефальное лобби несколько поторопилось с нашим «перевоспитанием» в духе либерастии. Гадости в их СМИ сыграли как раз против них же, никого не убедив.
Что меня радует в автокефалах — это их крайне низкий интеллектуальный уровень «внизу», и гордая потеря чувства реальности «вверху». Архиепископ Драбинко сам разместил в интернете около трех тысяч своих фото, в том числе — совершенно дискредитирующих себя. С такими «талантами» дело автокефалии не продвинуть. Они долго собирали горючие материалы на свои головы. Вот горючее в конце концов и вспыхнуло — а привыкшие к безнаказанности юнцы этому зело удивились.
Они так не поняли, что шансов на успех их воистину безнадежного дела у них нет даже исходя из чисто рациональной аргументации. Ведь абсолютное большинство церковного народа, духовенства — за единство РПЦ, которое является частью нашего Священного Предания. Есть полное согласие святых на тему ненужности автокефалии, заветы старцев о единстве с Россией, о которых все знают. Уже сейчас автокефалы получили сворачивание спонсорских программ от православных бизнесменов, которые не желают спонсировать их грязные содомо-автокефальные СМИ. Возмутились уже церковные массы, авторитет Митрополии, которая иногда прямо и демонстративно отмежевывается от чаяний народа, падает все ниже. Доходит до просто убийственных казусов. В начале осени под Верховной Радой собирается тысяч десять православных с требованиями дать право жить без ИНН (которые, кстати, Синод УПЦ МП осудил еще в 2003 году), а глава Синодального отдела по информации протоиерей Георгий Коваленко заявляет, что это все «политика», и к Церкви якобы это не имеет отношения.
Но опять же, автокефалы перегнули палку и не рассчитали своих сил. Процессы пошли куда посерьезнее, чем прошлое пассивное сопротивление «реформам» довольно смирных православных братств. И несуразные «прещения» в адрес некоторых активистов сыграли пагубнейшую роль для автокефалов, вызвав крайнее возмущение в среде верующих и окончательно развязав языки.
Некоторые не слишком дальновидные лица либеральной ориентации, которые сами носят сан вопреки канонам, вдруг вспомнили, что по канонам их якобы все миряне должны беспрекословно слушаться, и без церковного суда начали налагать какие-то «прещения». Закончилось тем, что на «прещения» младостарцев перестали обращать внимание. Это при том, что они сами нарушали множество канонов. Ведя крайне душепагубный образ жизни, молясь с еретиками и раскольниками, хуля святых и пытаясь ломать вероучение, сея раскол. Это уж не личные грехи, а разорение Церкви. Смешно думать, что ломая невыгодные себе каноны, ты заставишь паству соблюдать выгодные себе каноны. Без канонов они сами просто никто.
«Проклятия — благословения» от этих недостойных даже по светским меркам людей, не говоря уж о церковных мерках, полностью открыли глаза на происходящее даже у тех, кто сам себя пытался убедить в том, что ничего страшного не происходит. Автокефалы даже не понимают уровня проблем, которые они себе создали. Речь теперь идет уже не о крестных стояниях презираемых ими «церковных бабушек». Мне приходилось разговаривать с некоторыми высокопоставленными чиновниками и политиками, которые кипят негодованием. Недавно один влиятельный человек, кипя гневом, сказал мне, что все политики — далее у него вырвалось нецензурное слово, все чиновники — он выразился примерно так же, но что он, будучи и сам грешником, надеялся увидеть хоть в Церкви приличных людей. Понимая свое недостоинство, он хотел постепенно подниматься к церковным высотам, но ныне видит там таких же… политиков, только мелкотравчатых… Тех же силовиков от расследования финансовых злоупотреблений в Церкви удерживало только уважение к авторитету архиереев и священников, свойственное и мытарям. Какой «авторитет» в глазах большинства силовиков имеют публичные пропагандисты содомии, думаю, всем понятно… А ведь ряд экспертов утверждают, что при строительстве нового Кафедрального Собора УПЦ МП, который курировал архиепископ Драбинко и о.Коваленко, были допущены «нецелевые использования средств»…
Но есть еще «фактор Бога», которого обновленцы не замечают. Никакие попытки раскола никогда по-настоящему не удавались даже при самых благоприятных для раскольников обстоятельствах. Ни «самостийники»-петлюровцы, ни немецкие фашисты не преуспели в этом, как ни старались. Тот же Денисенко, в свое время — физически крепкий человек и талантливый организатор имел в начале 90-х годов поддержку президента Кравчука, всех спецслужб, и — проиграл. Стал лишь анафематствованным главой не очень большого раскола, никем в православном мире не признанного. Если допустить, что тяжело больной Блаженнейший Митрополит Владимир попытался бы сейчас приблизить автокефалию — «венец своих усилий», как он говорил, то уж он проиграл бы еще больше и моментально. Ибо у него нет ни физических сил, ни поддержки нынешней власти в автокефальных делах, ни, тем более, поддержки в таком мероприятии духовенства и народа. На его «мягкие» попытки поставить под вопрос решения Синода УПЦ МП уже не обращают внимания даже его бывшие помощники и соратники. Так, назначенный Синодом на должность редактора официального сайта УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко снял со своих СМИ интервью Блаженнейшего, которое он дал антицерковной грантоедской газете «Зеркало Недели». Чтобы гражданам РФ стало понятнее: это все равно, как если бы Патриарх Кирилл дал бы интервью «Московскому комсомольцу». В православных братствах обычно в таких случаях говорят, что такие действия архиереев вводят их в «смущение». Да не в смущение, а в ступор уже вводят паству действия Блаженнейщего Владимира, который едва слегка-слегка поздоровев, пытается «мягко» оспорить решения Синода и одобрившего их Патриарха! Забыв, что по Уставу это он подконтролен Синоду и Патриарху, а не наоборот. Блаженнейший благословил проведение Синода, Блажененейший подписал журналы Синода, а теперь уже второй раз пытается опровергнуть решения Синода, заверенные им же! Причем совершенно очевидно, что он уже не может управлять Церковью по состоянию здоровья, несмотря на легкое его улучшение. В возрасте 76 лет не бывает улучшений после таких тяжелых ударов по здоровью, чтобы он смог полноценно решать сложные вопросы. Дай Бог ему выздороветь, но мудрость Синода, взявшего бразды правления, видна ясно.
Так вот, в этом интервью, в свойственной ему манере, Блаженнейший Владимир снова попытался оправдать своего любимца архиепископа Драбинко, который был отстранен от занимаемых постов Синодом за недостойный образ жизни, сеяние смуты.
Видимо, Синод удачно «пошутил» с назначением на должность нового главы официального сайта УПЦ МП протоиерея Коваленко. Ведь понятно, что этот соратник архиепископа Драбинко будет ныне ретивее всех остальных топтать своих бывших кураторов и соратников, и саму идею автокефалии, которой он раньше служил. Как признается в интернете его духовное чадо Сергей Штейников, о.Коваленко, чтобы защитить архиепископа Драбинко, собирался подавать на Синод в Европейский суд по правам человека — самый толерантный суд в мире. Но ситуация изменилась. Теперь надо показать лояльность первенствующему члену Синода митрополиту Агафангелу, по адресу которого он раньше размещал хульные статьи на своих сайтах. Большие дети — его «духовные чада», типа администратора говоруновского сайта С.Штейникова уже завозмущались этим. На то они и дети, чтобы не понимать политических игр взрослых (см. здесь).
Даже на этом маленьком примере можно увидеть, что автокефальные игры в УПЦ МП уже, слава Богу, не в моде.
Впрочем, я допускаю, что некоторые горячие головы могут устроить небольшой «раскольчик», уйдя под юрисдикцию Константинополя. Это представляет некоторую угрозу. Не в том плане, что за ними пойдет много людей из УПЦ МП, а в том, что к ним присоединяться некоторые раскольники, и все это расколет мировое Православие. Тогда создался бы пагубный прецедент противозаконного вмешательства одной Поместной Церкви — Константинополя, на территорию другой — РПЦ. Но — крайне зависимый от американских спецслужб и турецких властей Патриарх Варфоломей сейчас вряд ли пойдет на такие радикальные шаги. Напомню, что он живет под гнетом, кое в чем превышающим большевистский, и даже не имеет права ходить по улицам Стамбула в рясе. Правда, при этом ему разрешено иметь статус турецкого чиновника. А привезли его в Стамбул на американском военном самолете. Он желает проведения Восьмого Вселенского Собора, и это желание его и тех, кто за ним стоит, кажется, превышает на сегодня желание взять под контроль украинские территории.
Светские СМИ, даже благонамеренные, нередко освещают данную тему в плане вульгарного советского материализма, плавно перешедшего в либеральный материализм. Есть, мол, конфликт финансовых интересов, одни архиереи хотят отнять власть у других, «агенты ФСБ» воюют с «агентами СБУ» в политических интересах разных держав. Это все глупости. Есть борьба идей, хотя, конечно, тут присутствует и цинизм, и денежные интересы. И даже некоторые участники схватки могут искренне считать, что борются просто за власть. Однако это не так. За каждым архиереем стоит определенная епархия, идейные группы соратников, спонсоров, имеющих свои идеи и взгляды на мир. И будь даже архиерей хоть трижды иудой (хотя таких немного), он вынужден считаться с этим фактором, и стараться не выходить из этих идейных рамок. Во время попытки автокефализации УПЦ МП в начале 90-х годов епископ Иаков (Панчук), наместник Почаевской Лавры, решил встать на сторону автокефалии. И — был пинками изгнан из Лавры восставшей братией. Хотя и ему, и братии было экономически выгодно уйти в раскол, дружить с местными бандеровскими властями. Монахи Почаева доказали свою стойкость и жертвенность.
Практически все люди, старающиеся соблюдать Заповеди, чтущие мораль, — против автокефалии УПЦ МП. Пропагандисты содомии — за.
Мною были написаны ряд статей на эту тему, в которых тема автокефалии была раскрыта более подробно:
Развернутую статью на эту тему написал известный журналист Дмитрий Скворцов
(http://www.edinaya-odessa.org/publ/40737-upc-mp-frontovye-svodki-tekst-dmitriya-skvorcova.html)
Однако, повторюсь, несмотря на нынешнее поражение автокефальных пропагандистов в УПЦ МП, рано радоваться, ведь сам статус «широкой автономии» дает возможность уже другим церковным деятелям поднять упавшее знамя «независимости» (от Бога). И продолжить такую же пропаганду благодаря отсутствию контроля со стороны Патриархии.
На фото: 1. Архиепископ А.Драбинко
2. Протоиерей Г.Коваленко
(Все эти фото размещены в интернете самим архиепископом А.Драбинко, вовсю афишировавшего свой образ жизни)
Источник: РНЛ