Болотом по Европам

СобытияЭкология

Какая погода будет на нашей планете, решается в Западной Сибири.

Гипотезу, выдвинутую томскими учёными, можно считать доказанной. Васюганские болота меняют климат Земли, причём со временем их влияние усиливается. Это подтверждено инструментальными наблюдениями, сделанными – независимо друг от друга – томскими экологами, алтайскими синоптиками и микробиологами из Франции.

Родина парниковых эффектов

Васюганские болота, крупнейшие в мире, расположены в междуречье Оби и Иртыша. Они покрывают значительную территорию Томской области, а малыми частями находятся в Новосибирской, Омской областях и Ханты-Мансийском округе. Общая площадь болот – 53 с лишним тысячи квадратных километров, на треть больше, чем, например, Швейцария.

Болотам более десяти тысяч лет. Это крупнейший источник пресной воды. Отсюда берут начало тридцать рек. Здесь насчитывается 800 тысяч (!) озёр, которые дают стол и дом множеству зверей и птиц. Да и человек «обживает» Васюганские болота столетиями.

Но то, что они способствуют созданию более мягкого, ровного климата в Западной Сибири и не только там, стало научной сенсацией.

Причём в то же самое время этот уникальный объект природы так называемому глобальному потеплению сопротивляется. Один парниковый газ, углерод, болота из атмосферы изымают, пресуществляя в торфяные запасы. А другой, метан, наоборот, «выплевывают». Противоречие? Загадка?

Сергей Кирпотин, доктор биологических наук, проректор ТГУ, изучающего Васюганские болота давно:

– В южной части Западной Сибири болота, расширяющие свои площади, играют позитивную роль. Поскольку изымают из атмосферы огромное количество углерода. «Размещая» его в своих торфяных залежах, болота выполняют функцию глобального охлаждения атмосферы. Этот процесс будет продолжаться и дальше.

Но на севере Западной Сибири, в зоне вечной мерзлоты, проявляется то, что сейчас называют метановой угрозой. Там, в озёрах, есть места концентрированного выделения метана, где газ буквально бьёт из-под талой воды. Эти процессы никем не учтены, никто не знает их масштабов. Стандартный камерный метод, когда исследователь приходит и ставит газоанализаторы на поверхность болота, позволяет учесть ничтожные объёмы выделяющегося метана, вызывающего парниковый эффект.

Север Западной Сибири заболочен процентов на 50–60. Эта территория на протяжении тысячелетий находилась в относительно мёрзлом состоянии. Однако если раньше там наблюдалась циклическая сукцессия развития, когда таяние на одном месте компенсировалось промерзанием другого, то теперь тонкий баланс нарушился. Термокарст заметно преобладает над мерзлотным пучением. Следовательно, можно ожидать, что огромное количество органического вещества в результате таяния начнет разлагаться, выбрасывая в атмосферу метан.

Наша справка:

Сукцессия (от лат. succesio – «преемственность») – последовательная смена экосистем, возникающих на определённом участке земной поверхности. Обычно происходит под влиянием процессов внутреннего развития сообществ, их взаимодействия с окружающей средой. Длительность сукцессии составляет от десятков до миллионов лет.

Термокарст (от греч. therme – «тепло») – специфические формы рельефа, образовавшиеся при протаивании с поверхности многолетнемёрзлых пород. Возникает при потеплениях климата, изменении теплового режима почв и грунтов в результате вырубки леса, распашки полей, прокладки дорог, строительства и пр. При явлениях термокарста образуются преимущественно отрицательные формы рельефа – различного рода понижения, нередко превращающиеся в озера, провалы, подземные полости и другие формы, внешне напоминающие рельеф карстовых областей.

Всезнающий барсук

Последние годы Васюганские болота тают, образуя мелкие озёра. В мёрзлом торфяном бугре появляется трещинка, начинающая работать как водосборная воронка. Так образуются озерца, которые растут, расширяются. Находящиеся на разной высоте, они сбрасывают свою воду в одно место. Так появляется озеро, приобретающее всё большие размеры. Промерзание приводит к восстановлению бугристого рельефа того места болота, откуда сошла вода. Там вновь появляется трещинка, всё начинается сначала. В итоге таяние начинает преобладать над образованием мерзлоты.

Сергей Кирпотин:

– Здесь работает механизм отражающей поверхности. Мёрзлые бугры покрыты лишайниками, которые летом отражают солнечные лучи, тем самым предохраняя от высокой температуры вечную мерзлоту. А небольшие озера, так называемые мочажины, имеют тёмно-бурую окраску и под солнцем нагреваются. Мы, экологи, сделали прогноз: когда соотношение тёмного и светлого достигнет критического предела – сработает эффект спускового крючка, пойдёт лавина. Сейчас тает кромка мёрзлых болот, повсеместно образуются небольшие водоёмы, уходят под воду кустарники, стремительно расширяются берега озёр.

Французские микробиологи, исследуя бактериофауну сибирских озёр, сделали вывод, что там есть организмы, работающие только на эмиссию, и совсем нет таких, которые связывали бы углерод. Получается, эти озера – мощнейший источник парниковых газов.

Они создают несвойственное Сибири тепло. Ещё лет 10–15 назад при сильных морозах с промерзанием почвы колорадский жук здесь просто не адаптировался бы. Но теперь он безо всяких проблем осваивает регион, продвигаясь на север со скоростью порядка 100 километров в год. Фактически этим вредителем захвачен весь юг Западной Сибири. Предположим, колорадская напасть – дело рук недоброжелателей, как поговаривают местные огородники. Но кто отправил в туристический вояж барсука? Этот коренной житель здешних мест, роющий глубокие норы, никогда раньше не заходил в северную тайгу на территории, граничащие с вечной мерзлотой. Теперь же, свидетельствуют охотоведы, дошёл до Сибирских увалов. Там появились места, где можно рыть норы.

И что хорошего в потеплении?

Для Сибири, по большому счёту, – ничего. Ведь следствия глобального потепления – ураганы типа торнадо, засуха, наводнения, резкие перепады температур – вредят и экономике, и здоровью. Для народа и хозяйства выгодно разве что сокращение отопительного сезона.

Росгидромет в стратегическом прогнозе изменений климата предрекает к 2015 году повышение температуры в России на 1оС. Западной Сибири это грозит увеличением числа пожаров и уменьшением водных ресурсов. Стихия здесь уже сейчас может нехорошо подшутить. В Томской области, к примеру, случилась парочка ураганов, сгибавших лесные деревья в дугу. В Алтайском крае паводок топит сёла там, где такого прежде не было. Уже сейчас метеорологи говорят о смещении ансамбля сибирских годовых температур к верхнему пределу.

Алтайские синоптики провели анализ изменения температуры в Барнауле. Благо, первая метеостанция здесь начала работать аж в 1838-м. Сопоставление данных о замерах приземного воздуха с той давности до наших дней дало возможность уверенно говорить о том, что с 1942 года началось устойчивое повышение среднемесячных температур, регистрируемых городской станцией.

Так чего ждать от Васюганских болот? Если они один парниковый газ выделяют, а другой поглощают, так может, в итоге и не позволят сибирскому, всемирному климату сильно измениться?

Конечно же, нужны более масштабные исследования. На IX Сибирском совещании по климатоэкологическому мониторингу, прошедшем в октябре прошлого года, обсуждался вопрос о создании локальной сети из 12 метеостанций.

Сейчас совершенно точно известно, что покрытая мхом территория Васюганских болот поглощает из атмосферы такое количество углекислого газа, что фактически притормаживает глобальное потепление. Но это – пока сохраняется относительно равноценный обмен углерода на метан. Как долго болота будут одновременно и мировой грелкой, и планетарным холодильником? Действительно ли с севера Васюганской равнины может сойти лавина, о которой предупреждает Сергей Кирпотин?

Влияние западносибирского феномена на климат столь велико, что поднимается вопрос о включении болот в список природных феноменов ЮНЕСКО. По осторожной оценке Сергея Кирпотина и его единомышленников, «ещё неизвестно, что более ценно для области (страны, мира) – бакчарская руда или болотный торф (железорудное месторождение угнездилось как раз на окраине болот. – Е.С.)».

Научное сообщество склоняется к тому, что всё это богатство лучше оставить как есть. Хотя именно Васюганские болота – как, возможно, ни один другой природный объект – свидетельствуют о том, что участие человека в глобальных изменениях климата сильно преувеличено.

Источник: Файл-РФ