ЕСЛИ ПУТИН ПОБЕДИТ…

АвторитетноТочка зрения

О том, как Владимиру Путину, даже в случае победы на выборах, придётся решать задачу гораздо более сложную, чем просто победа на выборах.

«Штыки – вещь, хорошая во всех отношениях.
Кроме одного – на них нельзя долго сидеть».
(Наполеон Бонапарт, император Франции)

Интересное кино…

Посмотрев вечером в субботу и воскресенье четыре серии документального фильма ВВС о Путине, я окончательно убедился, что в предвыборной ситуации далеко не всё так гладко и предсказуемо, как нам хотят представить.

Сначала – о фильме, если кто не смотрел. Всё сделано в лучших канонах психологической войны: «неудобные» факты вообще замалчиваются, «удобные» подаются во вполне определённой интерпретации, складываясь в полноценный пропагандистский штамп. Из фильма мы узнаём, как «с треском проиграл» Путин в ходе «оранжевых революций» на Украине и в Грузии, где Москва поддерживала «антинародные силы». Как «душил свободу» и «насаждал коррупцию», за борьбу с которой и был, оказывается, отправлен в тюрьму «мученик за правду» Ходорковский. Как «одобрял (если только не сам организовывал) убийства либеральных журналистов» и препятствовал конструктивным американцам договориться по ПРО. Как, исключительно с целью отомстить Саакашвили, «заманил в капкан, а потом чуть не завоевал» маленькую демократическую Грузию…

Ну, и так далее, всё в том же духе. Одна радость – появился вдруг в России абсолютно демократичный и «продвинутый» (особенно – по части айфонов и гамбургеров) президент Медведев. Он-то, поставленный у власти на время, и принялся всерьёз демократизировать Россию, бороться с коррумпированной «путинской системой», увольнять пачками губернаторов и генералов (вроде как «за коррупцию», но почему-то без судов). И с «главным демократизатором всего мира» мистером Обамой этот прекрасный Медведев вот-вот обо всём бы договорился, но тут опять вмешался тот самый зловредный Путин и заставил Медведева лично(!) его кандидатом в президенты выдвинуть. Так что теперь Россия перед выбором… И на этой высокой ноте на фоне плакатов протестующих демонстрантов с зачёркнутым Путиным – финал.

Самое любопытное, что показали всё это за неделю до выборов(!) в субботнее-воскресное время(!) на центральном(!) канале «НТВ», контролируемом «Газпром-медиа»(!). Буду очень признателен, если кто-нибудь объяснит мне, как подобное возможно, если только игра на «свержение Путина» и срыв итогов голосования не ведётся внутри самого властного клана. Тем более, что в случае, если «протестантам» удаётся тем или иным способом добиться переноса или отмены итогов президентских выборов, то президентом остаётся… тот самый обожаемый ВВС и Обамой Дмитрий Медведев – на срок как минимум до проведения новых выборов. На которых, к слову сказать, он сам сможет выставить свою кандидатуру, а вот Владимир Путин – уже нет…

К чему это я? Да всё к тому же: нет никаких оснований полагать что «всё предрешено», и что вполне ожидаемый результат на предстоящих выборах станет не завершением, а началом основных событий в борьбе за власть.

Если наступит завтра…

Итак, предположим, что Путин выборы выиграл. Но выиграть выборы – это ещё полдела. Главной проблемой будет – удержаться у власти, когда оппозиция (и стоящий за ней Запад с неограниченным финансовым ресурсом) наращивают давление, а проблемы по разным направлениям только нарастают, поднимая градус общего недовольства. То, что «болотные оппозиционеры» итогов выборов не признают, очевидно уже сейчас: не для того заинтересованные лица огород городили и вкладывали в это дело нешуточное «бабло». Вот в Сирии, например, только что более половины от общего числа избирателей (а не как у нас в 1993 году – «от принявших участие в референдуме»!) проголосовали за новую Конституцию. То есть, приняли её АБСОЛЮТНО ЗАКОННО И ДЕМОКРАТИЧНО. И что, успокоилось там?! Перешедшая к террору «оппозиция» заявляет: «а мы итогов не признаём!» Вот и у нас не признают. Потому как заказ поступил именно на смуту, а вовсе не на какие-то там «честные выборы».

В таких условиях право на лидерство Путина должно быть обосновано чем-то большим, чем результат даже самого честного голосования. Обещать сохранение «стабильного развития» (так во времена позднего СССР называлось то, что впоследствии обозвали «застоем») – явно маловато. Не удастся в сегодняшних условиях и «вернуться» (как в 2004 году) на чисто личном имидже – как «дзюдоист-горнолыжник», «сильный лидер» и т.п. Путина примут только как олицетворение некоего принципиально нового проекта развития страны. Причём, проекта, имеющего столь массовую поддержку, что ради его реализации люди готовы будут забыть все прошлые претензии и всё то, что их «достало» в этой жизни и заставило выходить на улицу протестовать.

Именно так в начале 90-х к власти пришёл Ельцин: страна бредила «новым курсом», поскольку, как и сейчас, наивно верила, что «хуже, чем теперь, быть не может». И именно поэтому приняла Ельцина – не как человека, а как лидера того проекта, с которым связывалось (как позднее выяснилось – совершенно напрасно) столько надежд. Ради этого Ельцину «забыли» и ретивое служение КПСС, и принадлежность к ненавидимой партноменклатуре, и даже снос по собственной инициативе (с целью элементарно «выслужиться» перед ЦК ) «дома Ипатьева», где была расстреляна царская семья.

На основе чего (разумеется, рассуждая чисто теоретически) может быть сформулирован этот «новый курс» Путина? Варианта всего три:

  • Либо это Либеральный проект – то есть, очередная модификация (чуть более патриотическая или чуть более «гайдаровская») того самого проекта, который начал Ельцин под руководством западных консультантов в начале 90-х и в рамках которого поныне продолжает действовать Путин.
  • Либо – Марксистский проект, за который выступают КПРФ и «Справедливая Россия» (первая – в коммунистическом, вторая – в «европейском» социал-демократическом варианте), а также – недавно появившиеся «новые красные» в лице движения «Суть времени» Сергея Кургиняна.
  • Либо – проект Национально-патриотический, предполагающий преобразование России на основе традиционных («вечных») ценностей, культуры и ментальности её народа. На этом поле в России после 20-летнего перманентного погрома, учиняемого либеральной властью всему мало-мальски национально-патриотическому, мало кто уцелел. Однако соответствующие идеи, согласно всем опросам, и сегодня пользуются в народе наибольшей популярностью.

Проанализируем варианты

Играть вновь на либеральном поле для Путина бесперспективно: Запад уже сделал свой выбор, и твёрдо намерен заменить «клан Путина», назначив на роль «главного либерала» не просто зависимую от него (зарубежные счета и т.п.) «элиту», а обычных наёмных управляющих – нечто вроде Саакашвили в Грузии или Карзая в Афганистане. Стать вдруг марксистом у Владимира Владимировича также вряд ли получится, хотя «восстановление социальной справедливости» – тема заведомо выигрышная, и он уже начинает потихоньку её использовать в своих предвыборных обещаниях. Наиболее перспективным остаётся национально-патриотическое поле. Стать полноценным национал-патриотом, отвергнув гибельный сегодня и для него морок либерализма, Путин вряд ли способен, хотя часто цитирует Ильина, уважает Столыпина и с симпатией относится к «имперскому прошлому» России. Однако взять за основу своего нового проекта национально-патриотическую риторику (в её «имперском» варианте) он может вполне – хотя бы из практических соображений.

Таким образом, наиболее реалистичным и обосновывающим «второе пришествие во власть» Путина мог бы стать «новый курс», синтезировавший в себе:

  • некоторые либеральные подходы (например, частную собственность и рыночную экономику);
  • их «социалистические» дополнения («мягкое» планирование, социальные обязанности бизнеса, хотя бы частичная национализация земли, недр и «естественных монополий»),
  • и национально-патриотические установки (государствообразующая роль русского большинства, приоритет национальных интересов, восстановление пространства «Исторической России», создание полноценной госидеологии на основе традиционных ценностей и культурной традиции Русской цивилизации).

Если чудо произойдёт, и нечто подобное будет хотя бы заявлено в качестве основной цели нового этапа путинского правления, это даст Путину не только широкую свободу манёвра, но и возможность:

  • Заявить об «ошибочности» предыдущего проекта, переложив на него все издержки нынешней действительности, вызывающие наибольшее возмущение общества (коррупция, социальное расслоение, «экономика трубы», внешняя зависимость и т.д.);
  • Снять ответственность за негатив с себя лично, так как действовать два предыдущих срока приходилось в условиях заведомо негодного проекта («просто время такое было поганое»);
  • Положить начало общественному диалогу представителей всех трёх(!) основных направлений – вынеся на широкое и гласное обсуждение основы нового устройства страны;
  • Получить по итогам этого обсуждения некоторый общественный консенсус основных сил общества, возможно – закрепив его итоги на референдуме. Этот шаг сделает обязательными необходимые конституционные и законодательные изменения, а также – снимет на время вопрос о фактической нелегитимности нынешней Конституции (эта тема в любой момент может быть использована «революционерами» для оспаривания итогов выборов и раскачивания ситуации);
  • Провести тотальную замену зажиревших либеральных «элит» не «ещё более либеральными», а напротив – людьми патриотических убеждений и традиционных ценностей, что позволит привлечь к общему делу в том числе значительное число представителей всех партий – участников достигнутого консенсуса;
  • Свести в дальнейшем соревновательность в политике к соревнованию не проектов, а способов реализации уже поставленных и всенародно одобренных целей, гарантом чего является избранный президент;
  • Вытолкнуть в «маргинальное поле» все партии и движения, открыто выступающие против высказанной на референдуме воли Народа (а не власти).

Способен ли Путин на столь радикальную смену курса, я не знаю. Но, похоже, что это – его последний шанс, открывающий процесс «революции сверху» – единственной реальной альтернативы «революции снизу», всегда вырождавшейся у нас в «бунт – бессмысленный и беспощадный».

Владимир Хомяков