Мозг надо тренировать! Иначе он «худеет» и стареет

ЗдоровьеСобытия

Британские учёные выдали очередную сенсацию: человеческий мозг начинает стареть не в 60, как считалось ранее, а в 45 лет

Неужели это правда? Мы спросили у Владимира Захарова, профессора Клиники нервных болезней им. Кожевникова Первого МГМУ им. Сеченова.

В 20 лет ум есть?

В.З.: – Смотря что считать старением. Головной мозг создаётся природой с запасом. И его клетки – нейроны – начинают погибать с рождения, а может быть, и до него. В процессе жизни нейроны должны устанавливать друг с другом связи, работать. Лишние, оставшиеся незадействованными, отмирают. В результате к 80 годам мозг теряет в среднем 90-100 г массы. Это заложено генетически.

– Получается, чем меньше человек напрягает извилины, тем больше клеток мозга теряет?

В.З.: – Верно. И происходить это может в любом возрасте.

– И как восстанавливать нерв­ные клетки – не придумано?

В.З.: – Они сами восстанавливаются. В последние годы экспериментально обнаружено: новые нейроны создаются всю жизнь. Так что возраст сам по себе – не причина, чтобы испытывать дискомфорт. В любом возрасте человек должен иметь хорошую память, внимание, речь, мышление, координацию. Если они снижаются, значит, возможна болезнь – надо идти к врачу.

– По данным другого исследования, лучший мозг у 20-летних.

В.З.: – Это известное исследование, проведённое ещё в 1969 г. Иностранные авторы тогда опытным путём выяснили: в 20 лет у человека самые высокие способности запоминать большой объём информации, работать сразу с несколькими источниками информации, длительно концентрироваться, быст­ро реагировать и т. д. Поэтому я всегда шучу, что не зря в народе говорят: если в 20 лет ума нет, то уже и не будет – это подтверждается наукой. Любой человек в 40-50 лет подтвердит, что ему труднее концентрироваться, работать ночами напролёт. Но ему это и не нужно. Этот «недостаток» компенсируется набранным опытом. Он такого же результата, как в 20 лет, может достичь меньшими усилиями. А мозг не совершенствуется. В детстве, юности идёт накопление информации, навыков, а пик достигается к 20-30 годам.

– Одни говорят, мы используем мозг на 10%, другие – на 2%.

В.З.: – Это просто разговоры, ни на чём не основанные. Но ясно, что мозг используется не полностью. Резервы есть.

– Самая ходовая рекомендация пожилым – для профилактики слабоумия решать кроссворды. В Японии ввели госпрограмму, по которой пенсионерам бесплатно раздают сборники судоку…

В.З.: – Научно пользу кроссвордов никто не доказал. Но теоретически любая умственная активность – будь то судоку, игра в шахматы, чтение книг и т. д. – способствует уменьшению риска развития болезни Альцгеймера и других нарушений.

Загнанная лошадь

– Почему один может выучить несколько языков, а другому простую информацию запомнить трудно?

В.З.: – Несколько языков могут выучить все. Другой вопрос, что здоровый человек и не должен помнить всю информацию, которую получил. Чтобы запомнить, надо приложить усилия. Необычная, жизненно важная информация откладывается быстрее. Но есть люди, более одарённые способностями запоминать, чем другие.

– Безопасны ли препараты, усиливающие функции мозга?

В.З.: – Есть опасения, что ноотропы при длительном приёме могут ухудшать течение заболевания у пациентов с ослабленной функцией мозга. Это как подстёгивать загнанную лошадь. Но это не доказано. Здоровому человеку после однократного приёма хуже не будет. Но пользоваться ими регулярно нельзя.

– Почему возникает болезнь Альцгеймера, когда отказывает память?

В.З.: – Причины генетиче­ские. Но это не значит, что если у человека есть «поломанный» ген, то он обязательно заболеет. Сработает генетическая программа или нет, зависит от образа жизни, интеллектуальной активности, наличия сопутствующих заболеваний и т. д. Эффективного лекар­ства от Альцгеймера пока не придумали. Мы можем только задержать болезнь на год, два, пять.

– Как понять, что начались проблемы?

В.З.: – Жёсткой границы, что считать нормой, а что патологией, нет. Здоровым людям тоже случается забывать элементарные вещи. Со многими бывало такое: пришли в другое помещение и не помнят зачем. Если человек забыл, а через некоторое время вспомнил – это просто дефект воспроизведения информации, связанный со стрессом. Но когда человек забыл что-то напрочь, как будто этого и не было никогда (вчера приходил кто-то, а он вообще этого не помнит), это нарушение запоминания, которое может служить симптомом болезни Альцгеймера.

Источник: АИФ