Михаил Гельвановский: «Мы вступаем в ВТО вслепую»

АктуальноВТО

Известный экономист о катастрофических последствиях вступления России в эту организацию для российского сельского хозяйства …

Согласно докладу Минсельхоза, вступление России в ВТО и связанное с ним снижение импортных пошлин сделает российский агросектор непривлекательным для иностранных инвестиций, а его продукцию — неконкурентоспособной.

О возможных последствиях вступления России в ВТО для российского сельского хозяйства рассуждает в интервью «Русской народной линии» доктор экономических наук, директор Национального института развития отделения общественных наук РАН профессор Михаил Иванович Гельвановский.

Вряд ли кто-то лучше может оценить последствия вступления сельского хозяйства России в ВТО, чем сами сельхозники. Вступление в ВТО — действие весьма противоречивое. Сама процедура была засекречена еще примерно 10 лет назад, и для российского предпринимателя или рядового чиновника (и не только рядового) суть проблемы (а дьявол, как известно, прячется в деталях) практически остается скрытой.

Еще в 2006 году Юрий Лужков собирал круглый стол, на котором тогдашнему руководителю МЭРТа Герману Грефу был задан вопрос, зачем мы вступаем в ВТО, какие последствия это несет и как к этому подготовиться местным администрациям — губернаторам, мэрам городов? Ответ на этот вопрос был примерно таким: все вступили, а мы вроде белой вороны — неудобно как-то. Вот и все объяснения. Что-то невнятно пытались объяснить специалисты из ГУ ВШЭ. Но серьезных аргументов так и не было предъявлено. Сегодня положение вряд ли изменилось в лучшую сторону.

Вступление России в ВТО, действительно, неизбежно породит много проблем, в которых, к сожалению, мало кто разбирается. Группа Максима Медведкова, которая ведет эту тему, до сих пор так и не смогла внятно объяснить, что Россия получит или что потеряет от этого шага. Сейчас только специалисты в определенных отраслях могут очень приблизительно оценить последствия вступления в ВТО. Первыми бьют в набат люди, отвечающие за развитие сельского хозяйства. Мне представляется, что это решение было принято скоропалительно. Будущему Президенту придется расхлебывать эти последствия, если, конечно, Госдума ратифицирует это решение.

По поводу сельского хозяйства, я думаю, мы можем полагаться на цифры, которые приводит Минсельхоз. Премьер, который отвечает за общую политику, видимо не прислушивается к тому, что говорит Министерство сельского хозяйства, а больше слушает то, что говорит МЭР РФ. Перед Минсельхозом стоит конкретная задача — обеспечить страну продовольствием и сохранить село. Напротив, совершенно непонятно, за что реально отвечает МЭР РФ, которое рулит бизнесом, интересы которого весьма противоречивы: каждый играет свою игру. И куда все это приведет страну? Те расчеты, которыми сегодня обладает Минсельхоз, видимо, наиболее полные из тех, что на сегодня есть в России. В этом министерстве ведутся серьезные исследования, с которыми спорить сложно.

Апологеты вступления в ВТО не могут доказать положительное влияние этого шага для развития России. Они зациклились на оценке влияния таможенных тарифов. На самом деле не в тарифах дело, их роль совсем не велика. Где-то мы даже может выиграть (есть такие расчеты). Но проблема заключается в том, что мы, вступив в ВТО, не сможем проводить активную структурную и особенно промышленную политику в своей стране. Мне кажется, что сегодня в руководстве страны сложилась сложная ситуация. Возможно, Владимир Путин не может четко и ясно высказываться по целому ряду вопросов и направлений государственной политики. Ведь ему, по сути, послали «черную метку». Когда на уровне конкурирующей страны ему четко говорят: не ходи на выборы, а он это все равно это делает — это очень смелый шаг, который многие недооценивают, По сути это вызов всему мировому капиталу, и, прежде всего, США. Еще более сложное положение складывается из-за того, что вокруг Путина люди, которые вроде как должны его поддерживать, но по сути проводят антипутинскую политику. Сегодня на Болотную площадь выходят либералы, которые и породили эти безобразия в стране, но нагло все валят на наиболее реального кандидата в Президенты, понимая, что ведут страну к хаосу. Эти люди фактически при власти, но предательски валят на того, за счет лояльности которого жили и жировали все это время. Получается, что он почти в одиночку борется против всей этой компании. Нужно отметить, что народ интуитивно чувствует, куда дует ветер и, несмотря на двусмысленность положения — нельзя же полностью отделить Путина от того, что сложилось в стране — все равно поддерживает его, понимая, что реальной альтернативы нет.

Здесь очень важно понять, что такое поддержка Путина? Народ поддерживает В. Путина в виде АВАНСА, надеясь, что он все-таки повернет корабль страны в нужном направлении. Очень хотелось бы надеяться, что он не окажется слабым человеком и оправдает возлагаемые на него надежды.

Сегодня самая главная проблема страны в том, что она не имеет четкой стратегии развития. Вообще стратегия развития зиждется на нескольких моментах. Во-первых, внешнеполитическая доктрина, определяющая кто враг, кто друг и кто нейтрален. Во-вторых, на оборонной доктрине, из которой вытекает деление экономики на оборонную и гражданскую. В-третьих, исходя из оборонной доктрины, выстраивается структурная экономическая политика, определяющая степень открытости экономики (что делать внутри страны, а что импортировать). В-четвертых, на промышленной политике, которая включает развитие новых технологий и в целом промышленное развитие. Сегодня ничего этого нет. Разрабатываются весьма странные варианты доктрины-2020, которая вписывает нас в глобальную систему разделения труда, где России совершенно явно отводится роль сырьевого придатка. О безопасности вообще речь не идет. Идут нескончаемые разговоры о развитии нанотехнологий, которые ориентируют на удовлетворение потребностей западных технологических комплексов. Сегодня нет четкого понимания, куда и как идти стране. В этих условиях Владимир Путин, возможно, посылает сигналы своим сторонникам проголосовать за него 4 марта. Но он одновременно не может очень уж сильно «дразнить гусей», которые его окружают, но которые находятся к нему в оппозиции.

Вообще вступление России в ВТО не столько экономическая, сколько политическая проблема. Это проблема самостоятельности страны. О степени самостоятельности России хорошо свидетельствует тот факт, что лидеру нашей страны брошен вызов и подкреплен действиями организованной улицы — так называемого «креативного меньшинства». Можно ли представить себе, чтобы такой вызов был раньше брошен советскому лидеру? Или сегодня лидеру КНР? Нужно отдать должное: Путин этот вызов проигнорировал и делает то, что считает нужным. Думаю, что мировая закулиса приложит все усилия, чтобы не допустить Владимира Путина к власти. Нам нужно не допустить реализации этих усилий.

Решение о вступлении России в ВТО принято. Но остается надежда на то, что Госдума проголосует против ратификации этого решения. Это, кстати, будет проверка на прочность депутатского корпуса. Китай при вступлении добился соблюдения всех своих интересов. Чего мы добились, знает очень узкая группа людей. Нет серьезного сравнительного анализа, нет убедительных сопоставлений. Пока что складывается впечатление, что мы вступаем в ВТО вслепую, не просчитав в полном объеме положительные и отрицательные последствия вступлении России в эту организацию, которая, кстати, под ударами глобального кризиса вполне даже может и развалиться.

Источник: РНЛ