Жёлтые дьяволы

ЗдоровьеСобытия

7 миллионов россиян смертельно больны, но не знают об этом?

Как сообщила Всемирная организация здравоохранения, ежегодно в мире миллион человек умирают от гепатита. Чаще всего смертельным оказывается гепатит B. Всего таких больных в мире почти 2 миллиарда! Сложная ситуация складывается и в России: у нас около 5 млн носителей вируса гепатита В и около 2 млн имеют гепатит С в хронической форме. Но самое ужасное, что большинство носителей гепатита и не подозревают о своём заражении. По прогнозам ВОЗ, в ближайшие 20–30 лет основной угрозой для человечества будет вовсе не СПИД, а всевозможные разновидности вирусного гепатита.

Весной Роспотребнадзор сообщал о снижении заболеваемости гепатитом в России: в частности, в прошедшем 2010 году количество новых случаев гепатита уменьшилось на 18,6%. Однако цифры эти радуют только на первый взгляд. В целом, по экспертным данным, у нас в стране заражено гепатитом В 2% населения, а гепатитом С – 4%. У 80% – хроническая форма болезни. Беда в том, что вирус гепатита В невозможно полностью уничтожить. Правда, существует ряд препаратов, которые способны предотвращать развитие цирроза и рака печени.

«В случае с гепатитом B для корректной постановки диагноза простого анализа крови недостаточно, – пояснил руководитель научно-консультативного клинико-диагностического центра ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Владимир Чупанов. – Концентрация вируса в крови меняется, и нужно регулярно определять вирусную нагрузку. Поэтому в лечении этого заболевания огромную роль играют активная позиция пациента и его дисциплинированность. Больной гепатитом B должен наблюдаться у врача, раз в полгода сдавать анализы и подходить к процессу лечения с высоким уровнем ответственности».

Причина эпидемии гепатита В – способность инфекции передаваться через кровь, в родах от матери ребёнку, через нестерильные шприцы, хирургические и бытовые инструменты, а также при половых контактах. Сегодня до 40% заражений гепатитом В и С в России приходится на сексуальные контакты, хотя в 2003 году доля подхвативших вирус в постели была существенно меньше – 15%. Типичный больной гепатитом В, по мнению специалистов, – это активный в сексуальном плане молодой мужчина 24–26 лет.

Отношение к курортным романам и лёгким связям в России остаётся «попустительским», а между тем в популярном у россиян Египте, к примеру, более 20% населения больны той или иной формой гепатита. К тому же почувствовать заболевание можно через годы после «курортного романа». У инфицированного гепатитом В в 30% случаев нет желтухи и долгое время самочувствие может быть нормальным. И только через годы вирус «просыпается» и вызывает хронические формы поражения печени, которые затем трансформируются в плохо поддающиеся лечению цирроз и рак, предупреждают инфекционисты.

Множество людей в России заражается гепатитом и в лечебных учреждениях, в первую очередь при переливании донорской крови. В мире в среднем 0,01–2% доноров – носители вирусов гепатита, поэтому донорская кровь перед переливанием исследуется на вирусы гепатита В и С, но риск инфицирования повышается у людей, нуждающихся в повторных переливаниях крови или её препаратов. Использование одной иглы разными людьми также многократно увеличивает риск заражения гепатитом В, С, D, G. И это самый распространённый путь заражения гепатитом среди наркоманов.

В наши дни в медучреждениях принимают меры профилактики против заражения гепатитом. Однако, если вы делали эндоскопию или лечили зубы 10–15 лет назад, когда гепатит В не выявляли, стоит провериться на эту инфекцию. Впрочем, и сейчас, даже используя одноразовый шприц в поликлинике, медработники наплевательски относятся к обработке поверхностей стола, могут воспользоваться «старым ватным шариком», разнося вирус. Необходимо чтобы пакеты с инструментом вскрывались при пациенте, а стол дезинфицировался. Если специалист в поликлинике или в салоне не меняет перчаток перед инъекцией, вы подвергаетесь серьёзной опасности.

Ещё один путь передачи вируса – использование вскрытой ампулы с анестетиком для обезболивания у стоматолога. Врач экономит дорогой препарат и «добирает» его… вместе с вирусом гепатита от предыдущего клиента. Между тем каждая ампула должна вскрываться на глазах пациента. Категорически нельзя позволять, чтобы вам или вашему ребёнку ставили инъекцию принесённым заполненным шприцем.

Опасность несёт и любой контакт с биологическими жидкостями других людей. В микроскопических количествах кровь может остаться на бритвах, зубных щётках, ножницах для ногтей. Не стоит эти предметы считать общими! Вирус гепатита В очень живуч и в отличие от вируса СПИДа может сохраняться во внешней среде до нескольких недель. Так что заражение может наступить и при пользовании одними маникюрными и бритвенными приборами, а также при перевязывании раны у больного.

«Все привыкли, что острые инфекции сопровождаются температурой и общим недомоганием, – пояснил руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом академик Вадим Покровский. – Например, для гриппа характерно распространение вируса как можно большему числу людей. А гепатит B живёт в организме долгие годы и никак не проявляется. Только через 20–30 лет он может вызвать цирроз печени. Гепатит В и С высокозаразны, в 100 раз заразнее, чем ВИЧ, и одного полового контакта с вирусоносителем или одной инъекции грязным инструментом может быть достаточно для заражения. Именно поэтому в РФ в парикмахерских теперь запрещено бритьё, дезинфекция в этих салонах – большая фикция. Теперь уже ясно, что может заражаться гепатитом В и С от инфицированной матери и рождающийся ребёнок».

Открытый институт здоровья, кафедра дезинфектологии ММА им. Сеченова и НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора после комплексного исследования инфекционной безопасности персонала и клиентов в косметических салонах России предупредили, что они далеко не безопасны. Эксперты побывали в 24 салонах красоты, маникюрных, педикюрных, пирсинговых и тату-салонах Москвы, Твери и Тулы, в том числе и бизнес-класса. Оказалось, что владельцы не хотят вкладывать деньги в разовый инструментарий и средства для его обработки. Даже в дорогих салонах нет пылесосов ногтевой пыли, средств обеззараживания воздуха и поверхностей. Салоны не слишком строго выполняют требования по дезинфекции инструментария, правила дезинфекции также не соблюдаются при выполнении услуг на дому клиентов или в офисах. В салонах эконом-класса даже тату-услуги и пирсинг выполняются мастерами без перчаток, а иглы для татуажа и другой инструментарий утилизируются без соблюдения безопасности. В результате большая часть персонала салонов красоты получали травмы режущими инструментами в течение года, а около 40% в течение месяца получают их не менее пяти раз.

В интервью корреспонденту «Нашей Версии» один из авторов исследования, кандидат медицинских наук, заместитель директора Открытого института здоровья Алексей Бобрик, пояснил, что основные выявленные факты были вполне ожидаемы. Более того, «за последние годы ситуация только ухудшилась».

Хозяева салонов красоты экономят на всём, а, кроме того, часто просто не имеют соответствующего образования и навыков. В результате, даже пытаясь соблюдать санитарные правила, работники часто совершают грубейшие ошибки: например, стерильными перчатками берут нестерильные вещи. Часто они считают, что «помещение инструмента в ультрафиолетовые облучатели является стерилизацией, хотя на самом деле они предназначены лишь для хранения инструмента, уже прошедшего дезинфекцию и термическую стерилизацию».

Чтобы не было угрозы здоровью, расчёски, щётки, ножницы, бритвы должны дезинфицироваться после каждого клиента, а не два-три раза за смену, ведь достаточно микротравмы кожи при расчёсывании гребнем или пореза машинкой для стрижки – и инфекция попадёт в кровь. Санитарные нормы предписывают салону красоты использовать для каждого клиента чистый комплект белья. Приборы для стерилизации и дезинфекции есть практически во всех парикмахерских. Сухожаровые шкафы для обработки металлических предметов и бактерицидный ультрафиолетовый излучатель для хранения чистого инструмента входят в перечень обязательного оборудования, без них парикмахерскую не открыть. Но есть парикмахерские, где стерилизаторы почти не используются. У мастера должно быть не меньше двух-трёх наборов гребней и ножниц, что также бывает далеко не всегда. Расчёски, бигуди, инструменты с пластиковыми ручками должны в течение 20 минут обрабатываться в ультрафиолетовом стерилизаторе, ножницы и бритвы – 30 минут в сухожаровом шкафу при температуре 200 градусов, в течение дня на серьёзную обработку времени у многих мастеров не хватает. «Проблема инфекционной безопасности в этой сфере существует, она недооценена и реальна, – отметил Алексей Бобрик. – С ней соприкасаются миллионы людей. Сегодня массе владельцев салонов легче решить проблему мелкими взятками проверяющим структурам, чем наведением порядка».

Источник: Версия