Проблемы школы волнуют немногих

В субботу 26 ноября в Москве прошла Вторая московская учительская конференция, организованная Межрегиональным профсоюзом работников образования «Учитель».

Конференция проходила в небольшом помещении, размером со средний офис, часть его была отгорожена, и там спали какие-то люди. Однако места всем пришедшим хватило с лихвой, так как численность собравшихся не превышала полутора десятков человек, включая организаторов.

Несмотря на малочисленность, вопросы на конференции были подняты важные. Это и система оплаты труда учителей, и система аттестации, и проблемы перехода школ на автономное существование. Действительно, нововведения последних лет создали массу проблем в системе образования. Выступавшие на конференции учителя рассказали, как раскалывает трудовые коллективы система НСОТ (Новая Система Оплаты Труда), при которой реальный труд зачастую остается не оплачен, зато по личной симпатии дирекции школы распределяются серьезные бонусы. Много говорилось о новой системе аттестации, при которой лучшие педагоги столицы не смогут подтвердить свою высшую категорию, и которая приведет к превращению учителей в «писателей». Также обсуждалась и идея сделать школы «автономными», т.е. сказать «вертитесь, как хотите». Часто звучала мысль, что новые правила являются издевательством над здравым смыслом. Наиболее активные и решительные делились личным опытом противостояния системе.

К сожалению, поддержать их действия среди собравшихся было некому. Единственными политическими деятелями, принимавшими участие в собрании, были представители КРИ (Комитета за рабочий интернационал), которые все проблемы сводили к неправильному устройству общества и засилью капитала. С таким радикальным подходом на них шикали даже сами организаторы конференции, которые, в свою очередь, все пытались выработать рецепт, как же учителям сохранить свои деньги и избавиться от аттестационных проблем. Придумать рецепта не удалось, и его оставили на домашнее задание. Кто-то предложил просто делить всю введенную НСОТом «стимулирующую надбавку» поровну. Примечательно, что это было, пожалуй, самое аргументированное и конкретное предложение за все время обсуждения.

После окончания конференции мы взяли интервью у организатора конференции, главы профсоюза «Учитель» Андрея Демидова.

НС: Для чего была создана организация и какова лично Ваша мотивация для работы в ней?

А.Д.: Моя личная мотивация – хотелось бы изменить ситуацию в образовании, чтобы образование было не платной услугой, доступной не всем, а благом, которое обеспечивает свободное развитие каждого. Вот ради этого и бодаемся.

Почему профсоюз? Потому что я считаю, что необходимо, активизируя людей, обращаться к тем проблемам, которые им сейчас наиболее близки. Большинство все-таки сейчас волнуют условия труда, то есть такие приземленные, но достаточно важные вещи. При этом мы апеллируем и к идеальным категориям: на баннере, с которым мы выходим на митинги, размещена эмблема «Учителя» и надпись: «Образование – право, а не услуга».

НС: То есть, по Вашему мнению, общая платформа, которая может объединить учителей, – это защита своих конкретных интересов, например, финансовых?

А.Д.: Нет, я считаю, что по-разному надо – и к идеальному тоже обращаться. Но многие совершают ошибку: они только к идеальному обращаются, игнорируя те насущные потребности – в зарплате и нормальных условиях, – которые человека волнуют и на которые профсоюз дает ответ.

НС: Какими методами вы собираетесь действовать?

А.Д.: Опробованными в мировой практике. То есть коллективные переговоры, индивидуальная защита, в том числе судебная, участие в более широких объединениях на предмет защиты каких-то и политических, и социальных прав. Понятно, что если нет обратной связи между властью и народом, то, собственно, и профсоюз не пробьет эту стену в одиночку. Поэтому союзников ищем.

НС: А в каком политическом поле вы ищите союзников?

А.Д.: Ну, объективно так получилось, что скорее в левом поле, потому что традиционно отказ от сугубо рыночного отношения или вообще отказ от рыночного отношения к образованию – это все-таки прерогатива левых.

НС: Каких результатов вы собираетесь добиться в ближайшие сроки? Вы ставите какие-то конкретные цели для организации?

А.Д.: Ставим целью решить какие-то базовые на данный момент проблемы: зарплата, аттестация… Распространить сеть своих первичек шире, для того чтобы иметь совокупный вес, который позволит уже полноценно обращаться к власти. Потому что власть, понятное дело, уважает только силу, но при этом силу умную. Если они будут видеть, что вы не знаете, куда сами идете, они вас не поддержат. Чиновники это чувствуют.

НС: Объективно на сегодняшнее мероприятие пришло не слишком много людей…

А.Д.: Я считаю, что это своего рода тест, который показывает в большей степени, насколько люди готовы недовольство, которое у них есть, превратить в конкретный, для начала хотя бы маленький гражданский шаг – прийти на это собрание, предложить какие-то решения и взять на себя ответственность за то, что ты делаешь.

Хотя мы будем думать, как в следующий раз, когда будем намечать мероприятие, лучше донести информацию до потенциальных участников. Может быть, мы недостаточно активно это делали.

К сожалению, прошедшая конференция оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, подняты острые проблемы российской системы образования. Учителя, получив трибуну, высказывают свое возмущение, объясняют, что в таких обстоятельствах им придется просто уйти из своих школ.

Что ж, появление таких обстоятельств неудивительно. Это просто закономерный процесс выдавливания из учительского сообщества нравственных и ответственных педагогов, которые не выдерживают конкурентной борьбы с более «пробивными» коллегами, да и не хотят посвящать борьбе жизнь, вместо того чтобы заниматься своим прямым делом. А итогом будет полная деградация массовой школы. Отрадно, казалось бы, что нашлись небезразличные люди, понимающие, что беда учителей – беда всего общества, и организующие именно общественно-политическую работу для защиты их интересов. Применены хорошие методики, ориентированность на реальные, нужные людям дела. Присутствовавший на конференции известный педагог Всеволод Владимирович Луховицкий справедливо указал на такой важный момент, как необходимость привлечения родителей к борьбе за право их детей на образование… Но как можно бороться за такие важные и нужные обществу вещи, опираясь на откровенно деструктивные политические силы, о которых, к тому же, знает хорошо если один человек из тысячи, и то только в Москве? Кому вообще реально нужно народное образование, как не правым, патриотическим, националистическим силам, для которых естественно защищать интересы народа, из которого они сами растут? Ища союзников, стоит задуматься, кто не разделяет своей судьбы с судьбой своего Отечества, у кого есть собственные дети, которым тоже надо в школу, кто может организовать и направить тысячи людей? Кого вообще волнует проблема сохранения народа, а не реализации абстрактных политических принципов?

В конце концов, разве узость кружка людей, присутствовавших в зале, не лучший указатель на то, что что-то не так?

Михаил Березкин
Координатор Движения «Народный Собор»

Источник: Сайт МРО НС