С крестом в сердце и с оружием в руках
Великая Смута начала XVII века: о чем надо помнить
То было трудное и тяжкое время великого разорения и погибели Земли Русской, поставленной на грань национальной катастрофы. Царский род пресекся и наступило междуцарствие, безвластие и беззаконие, которыми воспользовались безродные самозванцы и временщики, силой и хитростью захватившие престол. Страшные междоусобицы раздирали Отечество, на просторах которого хозяйничали польские и шведские интервенты, шайки убийц, разбойников и грабителей.
«Грехов ради наших разлился превеликий Божий гнев», — отмечал безвестный летописец в «Плаче о пленении и конечном разорении Московского государства», написанном в 1612 году.
Клятвопреступление и измена, коварство и вероломство, грабежи и насилия, предательство национальных интересов и своих ближних — свирепствовали со страшной силой. Синонимами продажности и измены «верхов» стали презрительные прозвища — «семибоярщина» и «тушинские перелеты».
Новым крестовым походом на Русь вновь руководили римский папа и Ватикан, вдохновлявшие в разные времена псов-рыцарей, полчища Мамая, Карла XII, Наполеона и Гитлера.
В условиях интервенции, краха центральной власти, распада государства и национальной измены — единственная надежда оставалась на великую милость Спасителя и чудесное заступничество Божией Матери, неоднократно спасавшей Русскую Землю — Дом Свой.
С новой силой в годы «великого разорения» проявился патриотизм Русской православной церкви, прочная связь ее интересов с интересами государства.
Из Свято-Троицкой обители раздался набатный призыв к всенародному покаянию и обновлению, созданию ополчения и смертельной битве с коварным врагом. Молитвами преподобного Сергия, силою Святой Троицы и Покровом Богородицы — стены обители с малочисленным и неискусным в воинском деле гарнизоном — выдержали беспримерную 16-месячную осаду 30-тысячного войска «тушинского вора» и польско-литовских интервентов. Оборона Троицкой крепости (1608-1610) стала поистине всенародным и святым делом!
В скорбную для Руси годину Сергиева обитель явилась истинным ковчегом спасения, верная духу и примеру святого своего основателя. Она помогала обездоленным и разоренным людям всем: хлебом, кровом, одеждой, святой молитвой. Для больных и увечных воинов-ополченцев были устроены монастырские богадельни и больницы, в которых, проявляя чудеса любви и милосердия, трудились троицкие монахи — духовные дети преподобного Сергия.
Вдохновителем всенародной борьбы за освобождение Москвы и спасение России стал несгибаемый и твердый в вере 80-летний Патриарх Московский и всея Руси Гермоген (1530-1612). Призывая встать за Веру и Русь, он убеждал не падать духом и не отчаиваться, помнить присягу и стойко стоять против интервентов, изменников и «латинства». Резкий, бесстрашный и суровый, он сыграл роль искры, которая зажгла пожар народного восстания: «Благословляю достойных вождей христианских утолить печаль Отечества и Церкви!» В Успенском соборе Кремля, в священной для патриотов гробнице, покоятся мощи Патриарха Гермогена — великого молитвенника и страдальца за Русскую Землю, принявшего от врагов голодную смерть и мученический венец.
Хранил свою страну и преподобный Сергий Радонежский (1314-1392), о котором сказано: «Время общественных бедствий — есть его время!»
Светоч Земли Русской, ее печальник и небесный заступник, отмолил перед Богом тяжкие грехи ее. Трижды он являлся гражданину Нижнего Новгорода Кузьме Минину и звал к спасению Родины. Вдохновленный духовным вождем, на городской площади Минин призвал к созданию народного ополчения и спасению страны. «Станем все, как один, за Святую Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!», — с таким призывом обратился он к русским людям, пожертвовав на ратное дело не только все свои сбережения, но и серебряные и золотые оклады с икон и украшения своей жены. Пример его воодушевил многих! Мужчины записывались в ряды ополчения, отцы приводили своих сыновей, купцы жертвовали деньги, женщины отдавали драгоценности и последнее имущество.
Во главе нижегородского ополчения и «Совета Всея Земли» стали князь-воевода Дмитрий Пожарский и гражданин Кузьма Минин, поднявшие и сплотившие русский народ во имя великой цели — спасения и возрождения Державы Российской. Призывом к объединению всех православных сил страны против общего врага стали слова «Помня свое Отечество!» В первых рядах ополчения находились воинский стяг князя Пожарского с изображением Спаса-Вседержителя и чудотворная Казанская икона — путеводительница и святая помощница в делах ратных. Мощное патриотическое движение, родившееся на Волге, призвано было освободить столицу и очистить Россию от врагов и интервентов. Отныне русский народ сам решал свою судьбу. Поруганная честь Отчизны призывала к отмщению!
Чудотворными образами, крестными ходами и горячими молитвами встречали русские города и Троице-Сергиева обитель спасителей и защитников Отечества, обещавших «умереть за Дом Пречистой Богородицы, за православную христианскую веру» и «Всею Землею Общею стать против врага».
В августе 1612 года рати Минина и Пожарского подошли к русской столице и осадили ее. В ожесточенных сражениях войско гетмана Ходкевича было отброшено от Москвы. «И был бой зело крепок, — записал летописец, -хватались за руки с врагами и секли друг друга без пощады…»
Перед штурмом Китай-города православные воины наложили на себя трехдневный пост и усердно молились Спасителю и Богородице.
Документы и сказания XVII века свидетельствуют о множестве чудес, явленных святим Казанским образом. С его помощью была взята одна из башен Китай-города, захват которой предопределил успех общего штурма 22 октября 1612 года. За ним последовали капитуляция Кремля, сдача польского гарнизона и отступление войск гетмана Ходкевича. «И Бог утоли гнев свой: Москву очисти 1612 октября 22-го. И сия подобно древнему чюду…», — так говорит летопись.
В ночь на 24 октября плененному поляками архиепископу Арсению — настоятелю Архангельского собора — явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Встань и иди в сретение православного воинства. Молитвами Пресвятой Богородицы Господь очищает царствующий град от врагов, и Россия будет спасена». 25 октября 1612 года русские дружины торжественно, под звон колоколов, с Казанской иконой и хоругвями вступили на Красную площадь. На Лобном месте крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену…
Со священным трепетом входили в Спасские ворота Кремля победные русские рати. Все было поругано и осквернено! Казна была дочиста разграблена, утрачены многие государственные реликвии и святыни. В кремлевских соборах и палатах стоял невыносимый смрад и разорение. Лики святых икон были посечены, глаза выколоты, оклады ободраны… На развалинах поруганной оккупантами Отчизны предстояло заново возводить Русское государство, возрождая былое его величие и могущество. Божественной литургией и благодарственным молебном во вновь освященном Успенском соборе Кремля завершилась великая народная победа! Ее венцом стало избрание Большим Земским Собором 21 февраля 1613 года, в неделю православия, нового русского царя — Михаила Романова. По пути в Москву из Костромы он заехал в Троице-Сергиеву обитель, где несколько дней молился у гробницы преподобного Сергия, «преславного победоносца» и «необоримого хранителя царствия» Российского.
Чудотворная Казанская икона — путеводительница Нижегородского ополчения, помощница в делах ратных и спасительница нашего Отечества — с 1612 года становится общерусской святыней. Сразу после освобождения столицы русские воины «уставища праздник торжественный празновати о таковой дивной победе». Ратная икона на волне народного почитания становится предметом особых забот князя-воеводы Дмитрия Пожарского. Первоначально он помещает Казанскую икону в своей приходской церкви Введения Богородицы на Лубянке, украсив ее драгоценными камнями и дорогим окладом, а позже святой образ переносится в Казанский собор на Красной площади, построенный в 1636 году и сразу ставший храмом русской воинской славы. С этого времени Казанская икона — общегосударственная святыня, защитница столицы и покровительница России и царской династии Романовых. В дореволюционной Москве насчитывалось до 30 храмов, посвященных чудотворному Казанскому образу.
В память освобождения столицы и спасения России от братоубийственной гражданской войны и бедствий Смутного времени вновь избранный царь Михаил Романов установил ежегодное празднование Казанской иконы — 8 июля, в день ее обретения и 22 октября, в день освобождения Москвы — и совершение крестных ходов во главе с царем и патриархом к чудотворной святыне из Кремля. При царе Алексее Михайловиче в 1649 году день 22 октября (4 ноября) был объявлен всероссийским праздником.
Чудотворным Казанским образом благословил на царство юного Петра I в 1682 году святитель Митрофаний Воронежский, предсказав ему великие победы над врагом и основание славного града Святого Петра.
Весной 1695 года, направляясь в Азовский поход, в Нижний Новгород прибыл 23-летний царь Петр. Он поинтересовался, где похоронен Кузьма Минин?.. С большим трудом удалось разыскать заросшую бурьяном могилу народного героя, похороненного в мае 1616 года в ограде Архангельской церкви.
Государь приказал немедленно перенести прах великого сына России в Нижегородский Кремль и похоронить в усыпальнице Спасо-Преображенского собора. Опустившись перед гробницей на колени, Петр тихо сказал: «Здесь лежит спаситель Отечества!» Увековеченные в камне, слова эти стали первым памятником народного подвига. Главный престол этого храма был посвящен Казанской иконе Богоматери, а два придела освящены во имя Дмитрия Солунского и Косьмы и Дамиана — ангелов-хранителей и небесных покровителей Пожарского и Минина.
Дмитрий Пожарский (1578-1642) намного пережил своего боевого соратника и сподвижника. Мужественный, храбрый и прямодушный, он участвовал в многочисленных сражениях и военных кампаниях, был воеводой и государственным деятелем. По словам жалованной царской грамоты, князь Пожарский «стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шаткости». На одре смерти он со слезами вспоминал своего друга «Минича», приняв постриг под именем Косьмы. Из столицы прах героя и полководца провожали тысячи простых людей. Погребли его в Спасо-Евфимиевском монастыре, в родовой усыпальнице Пожарских, воздвигнув великолепную часовню с иконой Спасителя. В 1886 году в Суздале на народные деньги был воздвигнут бюст-памятник с надписью — «Дмитрию Пожарскому -Благодарная Родина».
Имена спасителей и героев Отечества навечно в памяти народной! Они — в названиях улиц и площадей, боевых кораблей и теплоходов, в бронзе и граните монументов, обелисков и воинских храмов. Подвиги национальных героев воспеты лучшими писателями, поэтами и художниками России. Мужественные и бесстрашные, они и сегодня — символы воинской доблести, богатырской силы, ратной славы!
Долго помнили русские люди о героях-вождях Первой Отечественной войны 1612 года… Еще Михаил Ломоносов (1711-1765) предлагал увековечить память о славном нижегородце Кузьме Минине. Но сама идея о сооружении памятника национальным героям впервые возникла в русском обществе в 1803 году. По инициативе нижегородцев в 1808 году был объявлен конкурс на лучший проект, победителем которого стал скульптор И.П. Мартос. Памятник решено было установить в Москве, а для Нижнего Новгорода изготовить обелиск. Наполеоновское нашествие приостановило начатые работы… В грозном 1812 году имена славных мужей с особой силой прозвучали в манифесте Александра I, обращенного к народам России:
«Да встретит враг в каждом дворянине — Пожарского, в каждом духовном — Палицына, в каждом гражданине — Минина. Соединитесь все, с крестом в сердце и с оружием в руках, — никакие силы человеческие вас не одолеют».
Торжественное открытие памятника состоялось 20 февраля 1818 года в присутствии Александра I, при ликовании народа, музыке военных оркестров и параде российской гвардии. Освобождение Москвы и очищение России от интервентов были главными идеями монумента, создаваемого в годы борьбы с Наполеоном, когда в обществе царил всеобщий патриотический подъем.
Установленный на Красной площади на народные деньги, он давно уже стал одним из символов русской столицы. «Москва хранит их памятник в стенах, как вечное потомков вдохновенье», — звучат поэтические строки Александра Одоевского. Вот уже два столетия бронзовые герои 1612 года приветствуют солдат-победителей в дни торжеств и военных праздников. Они чествовали героев Бородина и обороны Севастополя, освободителей Болгарии и героев Шипки, мужественных защитников Порт-Артура и моряков легендарного крейсера «Варяг». Вновь «призванные» на службу Отечеству в грозном 1941-м, они провожали на фронт защитников Москвы и встречали в мае 45-го ликующих солдат-победителей.
В годы Великой Отечественной войны славные имена народных героев обладали огромной вдохновляющей и мобилизующей силой. Их помещали на страницах фронтовой печати, боевых листках и почтовых конвертах.
Гражданин Минин и князь Пожарский увековечены в мраморе храма Христа Спасителя (1883) в Москве и бронзе памятника «1000-летия России» (1862) в Великом Новгороде — среди героев, полководцев и воителей. Их изображения украшают станции московского метрополитена — «Новокузнецкая» и «Комсомольская».
«Гражданину Минину и князю Пожарскому — Благодарная Россия» -начертано золотом на гранитном постаменте. Построенный на народные пожертвования, памятник с давних пор привлекает своей историей, неразрывной общностью с героическими судьбами страны и высоким воинским предназначением. Идеи самоотверженной и мужественной любви и спасительного подвига звучат сегодня с особой силой…
Смотрите фоторепортаж «Одоление Смуты».
Источник: Столетие.ру