Не самолеты, а система

Новости движенияО движении

По поводу очередной воздушной катастрофы

Давайте откровенно. Про то, что и эта катастрофа – системная, пишут буквально все, независимо даже от политических позиций. И то, что у нас есть министр транспорта Левитин, тоже не секрет. Очень, говорят, с сильными позициями «наверху». Потому что иначе нельзя объяснить, почему он до сих пор министр. И страшно представить, что вообще должно у нас в стране произойти, чтобы он перестал им быть. Хотя, скорее всего, он наконец будет смещён, потому что в отличие от предыдущей серии катастроф, в которых погибли российские граждане, в катастрофе под Ярославлем, кроме наших хоккеистов, погибла также элита хоккея Европы – «легионеры» «Локомотива», не раз выступавшие за сборные своих стран. Резонанс от трагедии на этот раз международный. Но, предположим, его сместят и даже, как предлагают оппозиционеры в Госдуме, расследуют его бизнес-схемы (а он занимается бизнесом – и как только время остаётся). Что изменится и как быстро?

Президент распорядился экстренно сократить количество авиакомпаний, поскольку именно самолеты этих «карликов» находятся в зоне риска – у маленьких компаний нет ресурсов для нормальной эксплуатации, ремонта, работы с персоналом. Но только вот такой вопрос: о страшной опасности дробления авиаотрасли предупреждали и специалисты, и оппозиционеры очень давно, ещё когда это только начиналось. Если надо, то можно это проверить – кто и когда про это (и не только относительно авиации) писал. У нас что, президенты и министры глупее оппозиционеров? Вопрос это риторический, ответа не требующий. Либо да, либо у них были какие-то более важные дела, чем безопасность людей и развитие авиаотрасли. Либо и то и другое.

Но ведь быстро такую «обратную реорганизацию» – а это по сути национализация – не сделаешь. И негативная инерция будет действовать. Как аналогия – после принятия решения об уходе на второй круг самолет ещё немного «просаживается» на траектории, и высоты может не хватить, как у президентского самолета под Смоленском. Вот о чём надо думать, вот что обсуждать. А чем при обсуждении такой масштабной задачи озабочены высшие руководители отрасли и государства? «Надо переходить на иностранную технику». Это что, главное сейчас? А с аэродромами что делать? А с людьми? А с производителями ГСМ? Всё купить за рубежом (включая министра транспорта, конечно). А купилок хватит?

Отечественная авиатехника не менее надёжна, чем иностранная – это давно и неопровержимо доказано статистикой. Она просто старая, и главное – не в одних самолетах дело, разрушена вся система авиации, от А до Я. Так что же это, непонимание? В это можно было бы поверить, не зная кредитной истории министра транспорта, в которой наиболее известна грязная история проталкивания в Минздрав иностранных микроавтобусов Фиат Дукато и устранение из тендера отечественных Газелей. По странному совпадению, и эти микроавтобусы и сам министр – выходцы из Северстали. Это только то, что больше известно.

Так что надеяться не на что. Это правительство ничего для исправления ситуации не сделает. Что неудивительно: кризис не могут разрешить те, кто этот кризис создал.

И это ведь действительно системное явление. То же самое происходит везде, во всех областях экономики и общества, просто проявляется не так ярко и трагично. Скорее всего, та же ситуация в военном деле – но не дай Бог, если придётся это проверять на деле, Крымская и японская войны покажутся мелкими неприятностями. Есть ведь масса примеров из таких областей, когда проверка возможна, ну например – десять лет назад оппозиционеры говорили и писали, что долларовые ценные бумаги ненадёжны, и что валютные резервы надо переводить в золото – с тех пор золото подорожало в 10 раз, но наши резервы всё равно в долларах и американских ценных бумагах. Были бы они тогда переведены в золото – у нас сейчас было бы в 10 раз больше резервов. Но этого не произошло. Так что, финансисты оппозиции умнее и грамотнее финансистов правительственных? Опять риторический вопрос.

Складывается впечатление, что уже не имеет значения, какое новое правительство должно быть в России. Похоже, что просто команда продавцов из мебельного салона будет работать по крайней мере не хуже.

Андрей ПАРШЕВ