Бывалинское казачество

АктуальноВоенно-патриотическая работа

Репортаж о казачьих сборах в Бывалино

Эта история началась на Рождество Христово. Казаки учебной команды Московского отряда им. св. Александра Невского приехали в храм св. великомученика Никиты в Бывалино – поздравить ребят из детского корпуса при храме, помочь с охраной в праздничную ночь, да и самим встретить Рождество по-русски, в церкви, а не у телевизора. А на следующий день разговорились с настоятелем храма игуменом Амвросием.

Согласно Уставу “НП по возрождению казачества”, утвержденному Правительством Москвы 18 декабря 2007 г. (за Государственным регистрационным № 107779033025), одной из главных задач нашей организации является военно-патриотическая работа с молодежью, подготовка ее к службе в Вооруженных Силах. Мы рассказали о том, что уже делается в данном направлении. Зашла речь и о планах, перспективах, об идее провести летние казачьи сборы. И о.Амвросий предложил организовать их на базе детского лагеря при храме. А к занятиям подключить не только казаков, но и воспитанников детского корпуса, воскресной школы. Ведь когда-то в школах велась начальная военная подготовка, мальчишки и девчонки увлеченно играли в “Зарницу”. В хаосе “перестроек” и “демократизаций” все это оказалось порушено и отброшено как “ненужное”.

Но разве можно считать “ненужным” воспитание подрастающего поколения? На Святой Руси каждый мужчина был воином: крестьянин, ремесленник, купец готов был, если потребуется, постоять за Веру Православную, за свою страну. А уж про казаков и говорить не приходится, они с детства готовились занять место в строю. И, наверное, не случайно главным инициатором возрождения военно-патриотических традиций выступает сейчас Православная Церковь. При храмах действует целая сеть военно-спортивных клубов движения “Стяг”. Патриаршее подворье в Сокольниках окормляет молодежное движение “Витязи”, тесно взаимодействует с межрегиональным общественным движением «Народный Собор», с казаками. В Подмосковье с большим размахом проводятся детские военно-спортивные соревнования на приз Подольского благочиния. Ведет такую работу и храм св. великомученика Никиты. Здесь создан конно-спортивный клуб “Готфы”, уже получили известность ежегодные торжественные мероприятия в “Ночь памяти и скорби” с 21 на 22 июня.

Идея о проведении казачьих сборов в Бывалино нам, конечно же, пришлась по душе. Программа учебной команды отряда им. св. Александра Невского включает в себя регулярные занятия по различным военно-прикладным дисциплинам, два раза в год проводятся походы. В последнем из них, в мае 2009 г., удалось провести трехдневные учения, участвовали три взвода – и казаки, и наши друзья из движения “Народный Собор”, и школьники из военно-патриотического объединения “Небеса”, созданного при администрации городского поселения Монино, была там и группа ребят из детского корпуса при храме св. Никиты. Летние сборы логически дополняют и завершают годичный цикл обучения.

Разумеется, к ним пришлось очень серьезно готовиться. Обсуждали и вырабатывали распорядок. Искали нужную экипировку, учебные пособия, подбирали опытных инструкторов. Наконец, долгожданный день настал. 14 июня казаки несколькими группами отправляются в Бывалино. Кто-то на электричках, нагруженные рюкзаками, команды Дмитровского поста и Особой Кавказской сотни из Балашихи следуют на машинах. Прибываем на пышный и красочный праздник – множество людей, служится торжественный молебен, на сцене выступают ансамбли, развеваются флаги разных стран. Но это, в общем-то, к нам не относится – 14 июня при храме св. великомученика Никиты проходил третий Международный фестиваль кузнечного искусства. На территории детского лагеря повсюду звенят молоты по наковальням, пышут жаром горны, могучие мастера-кузнецы демонстрируют свое умение.

Мы на фестивале лишь зрители. Устраиваемся, размещаемся в домиках, где нам предстоит прожить девять дней. К вечеру праздник утихает, кузнецы и гости постепенно разъезжаются. И атакуют комары. Их здесь бесчисленное множество, места болотистые. Хорошо, что позаботились набрать фумигаторы, антикомариные репелленты. А 15-го лагерь заполняет уже другой контингент. Подтягиваются из Москвы другие казаки нашего отряда, по шоссе бодро марширует монинский отряд “Небеса” во главе со своим руководителем гвардии сержантом Лазутиным, приходят ребята и девчата из детского корпуса храма св. Никиты, из воскресной школы, из конно-спортивного клуба.

В полдень открываю первый круг. Да, круг. Решено, чтобы и те воспитанники, которые к казачеству никак не причастны, пожили во время сборов по-казачьи. Современное определение гласит: “Казачество – воинское братство людей, объединенных православным состоянием духа и сознания, нравственности и морали”. Братство. У казаков не приняты обращения “господа” или “товарищи”. Говорят – “братья казаки, сестры казачки”. Вот и хочется, чтобы на наших сборах все ощутили себя братьями и сестрами – хотя бы на неделю.

Вводим казачьи приветствия, принципы казачьей дисциплины. Рассказываю участникам о программе, производим разбивку на отделения, они сами выбирают командиров. Одним из главных устоев казачества всегда было и самоуправление, самоорганизация. Поэтому обслуживать себя будем сами и охранять сами. Устанавливаем службу наряда, дежурных по лагерю, круглосуточные посты на воротах. Распределяем дежурства в трапезной: на столы накрывать, посуду мыть.

В программу первого дня входит и беседа о русской воинской психологии. А она принципиально отличается от западных теорий “сверхчеловека”, “науки ненависти”. Нет, на Руси все было иначе. Можно сказать, с точностью до наоборот. Никакой ненависти, только любовь. Нельзя учиться ненавидеть чужое. Надо учиться любить свое. Свою веру, народ, культуру, историю, традиции. А уже из этого вытекает необходимость защищать то, что ты любишь. Сам Господь говорил: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя”. И на Куликово поле шли – “за други своя”.

После беседы смотрим фильм “Живи и веруй”. Фильм суровый, о войсковых священниках и казаках в Чечне. Но нужна именно такая правда – сразу настроить участников сборов на серьезный лад, чтобы поняли – зачем она нужна, воинская подготовка. А в 21.30 о.Амвросий служит молебен. Открываем лагерь. Поднимается трехцветный флаг: синий, красный и желтый, по цветам трех приделов храма – в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, св. великомученика Никиты Готского и Ильи-пророка. На этом фоне – железная перчатка: рака с мощами св. Никиты.

И полетели дни… В 7 часов подъем, пробежка, зарядка. После завтрака – по учебному распорядку. Батюшка Амвросий и батюшка Андрей ведут занятия по православному воспитанию. Конечно, особый интерес у всех вызывает конноспортивная подготовка. Ее возглавляют руководительница клуба “Готфы” неутомимая матушка Капитолина и Татьяна Александровна Воронина. Казаки и воспитанники красуются в седлах на красавце Лорде, норовистой Шали, строптивом Буяне…

Редко пустует стенд для стрельбы. Даже когда нет занятий, мальчишки и девчонки тянутся к хорунжему Абрамову: “Дядя Саша, пойдемте постреляем”. В общем-то при таком энтузиазме никаких “боеприпасов” не хватило бы, но хочется сказать огромное спасибо движению “Народный Собор”. Оно нас выручило, помогло с баллончиками для пневмашек. Воспитанники получили возможность пулять, сколько их душеньки пожелают, устранять свои ошибки, учиться. А научить “дядя Саша” может многому – как в цель попасть, как “маятник качать”. Он ведет и уроки по основам рукопашного боя. Под команды “раз, два, три” участники сборов делают разминку, увлеченно отрабатывают движения руками, ногами.

Подхорунжий Андрей Яицкий учит ребят действиям в наступлении, обороне. Старший урядник Володя Якшин одно за другим ведет отделения на плац возле трапезной, заниматься строевой. Хотя обязанности Яицкого и Якшина занятиями не ограничиваются. На них лежит охрана лагеря, вся служба суточного наряда, Володя еще и проводит утренние физзарядки. Когда ухитряются поспать, чтобы изо дня в день поддерживать себя в хорошей форме – известно только им одним.

Не бывает свободных минут и у нашего фельдшера, Паши Рыжова. Он ведет курс медицинской подготовки. Опять же, выполняет прямые обязанности по лагерю: кто-то порезал палец, кто-то ногу сбил, у кого-то горло стало прибаливать, всем помощь готов оказать. Ну а младшие девочки, получив в распоряжение своего “доктора”, вообще осаждают его, выискивая у себя те или иные симптомы – наверное, так же, как их бабушки. Маленькая Машенька бегала за бабочкой и прихлопнула ее. Подняла, положила на ладошку, разглядывает: “Наверное, бабочка уснула”. Потом уверенно заявила: “Отнесу к нашему доктору, он ее вылечит!” Правда, медицина не понадобилась, бабочка оклемалась от удара детской ручонки и упорхнула.

Заканчиваются одни занятия – начинаются следующие. Подхорунжий Михаил Милованов объясняет устройство гранаты, все по очереди бросают учебную РГД-шку. Мне выпало объяснять основы топографии, ориентирования на местности. Вместе с хорунжим Силаевым, приказными Артемом и Данилом Нижельскими знакомим подопечных с традиционным казачьим оружием – шашкой, нагайкой. Впрочем, парней из местного клуба “Готфы” Алексея Степанова и Игоря Беспогоднова учить этому не требуется. Они самостоятельно успели натренироваться настолько ловко, что многим инструкторам фору дадут: и шашку крутят лихо, и рубить умеют. А когда хорунжий Силаев начал показывать прием с нагайкой против ножа, 14-летний Игорь провел такой контрприем, что офицер получил травму, пришлось отправлять его в Москву.

Разумеется, программа сборов не ограничивалась одними лишь уроками. Перед обедом весь личный состав отправлялся в клуб смотреть кинофильмы: и документальные – “Едут-едут по Берлину наши казаки”, и художественные – “Тарас Бульба”, боевики на тему Великой Отечественной. 18 июня все участники пришли в храм св. Никиты на Божественную Литургию, исповедовались, приняли Св. Причастие. А по вечерам, после ужина, спортивные состязания: футбол, волейбол – если, конечно, погода позволяла. Но она нас не баловала. Сперва стояла жара под 30, потом нанесло обложные дожди. Тем не менее, справлялись. Корректировали расписание, какие-то уроки проводили в помещении или на сцене под навесом.

В нелегких условиях некоторые наши товарищи открывались с совершенно неожиданных сторон. Выяснилось, например, что хорунжий Степа Морозов, мастер по стрельбе и туризму, великолепно умеет работать с маленькими детьми. Но и в воспитанниках открывалось много нового. Оказалось, что Надя Ильина, которую сперва знали только как добросовестную и жизнерадостную доярку, выполняет воинские упражнения куда лучше большинства мальчишек. А Аня Останина, ухаживающая в детском корпусе за самыми крошечными детишками, снайперски стреляет из пистолета. А чего стоит поступок Леши Степанова? Товарищи выбрали его командиром отделения, и он отнесся к служебным обязанностям крайне ответственно. Однажды подошел ко мне отпроситься, у него был в школе выпускной вечер. Но уже в шесть – половине седьмого утра примчался с собственного выпускного совершенно трезвый, заступил на дежурство! Это, знаете ли, уже не “игрушка в войнушку”, это поведение настоящего казака.

Каждый день по отдельности был насыщен до предела, а все они вместе проскочили как-то незаметно. Завершались наши сборы Ночью памяти и скорби в годовщину начала Великой Отечественной. К этому мероприятию тоже пришлось основательно готовиться, репетировать.

Вечером 21 июня отправляемся на поле на берегу Дрезны. Силами храма св. Никиты здесь подготовлен большой костер. Наведены мостки через речку, на острове построено подобие заставы – пограничные столбы, имитация домиков, забора, вышка с красным флагом. Прибывают и другие участники: студенты Шолоховского университета, военно-патриотические клубы из села Козлово, Электрогорска. Всех угощают чаем, ухой. В полночь начинается концерт. Выступают артисты, самодеятельность, звучат стихи, песни военных лет. Наши казаки и здесь сумели проявить себя. Когда концертная программа иссякает, общее настроение начинает “угасать”, просят включить диск с мелодией “Лезгинки”. И несется у костра в зажигательной пляске войсковой старшина Сергей Нижельский, подключается его сын Артем, выходит в танце, крутя шашку, хорунжий Абрамов. А дальше заводят казачьи песни.

В 3 часа ночи переодеваемся – кто в советскую форму, кто в немецкую. Готовимся к реконструкции боя. Колонна участников в плащ-палатках и касках уходит в речные заросли, переправляется на остров. Через полчаса взлетает ракета. На берег выдвигаются “фашисты”. Ползут машины с орлами и свастиками, фанерный танк, трещат мотоциклы. А в 4 часа еще одна ракета, и волна черных мундиров захлестывает заставу. Валят пограничные столбы, вывешивают свой флаг. Домики охватывает пламя, все сильнее разгорается “бой”. Атаки, контратаки. Гремят петарды, трещат пневматические пистолеты и автоматы, падают “убитые”, бинтуют “раненных”. Звуковые установки сопровождают действо музыкой – то нацистские марши, то “Вставай, страна огромная”, речи Гитлера, Сталина. Наконец, несется конница. За ней поднимается пехота. “Враг” бежит, откатывается по мосткам, поднимает руки. Над заставой снова поднимается красный флаг…

А потом у Поклонного Креста над Дрезной служится панихида по вождям и воинам, павшим на полях Великой Отечественной, ушедших из жизни после войны. О.Амвросий и о.Андрей читают молитвы, хор храма подпевает, а на поле стоят со свечками в руках и те, кто изображал советских солдат, и те, кому довелось побыть “немцами”. И лица у всех серьезные, сосредоточенные, будто они сами только что заглянули в страшный сорок первый.

В понедельник 22 июня прощаемся. Некоторые ребята и девчата из Бывалино плачут в два ручья, не хотят расставаться. Спрашивают, когда приедем еще? Спрашивают – почему так мало пробыли с ними? Бабушка семилетней Лизы рассказывает: накануне внучка вернулась домой, ходила-ходила туда-сюда и вздыхает: “Ну кто же скажет “Отбой”?” А когда бабушка сама сказала ей “отбой”, мгновенно улеглась и уснула. Ну а ребята постарше, те же Степанов и Беспогоднов, задают уже другие вопросы: как попасть в отряд им. св. Александра Невского? Можно ли им сформировать в Бывалино свое казачье подразделение?

Что ж, до свидания, ребята! До свидания, Павлово-Посадская земля! Низкий поклон тебе, святой Никита, так тепло принявший казаков! Низкий поклон и вам, батюшка Амвросий, батюшка Андрей, матушки монахини! Если Господь даст, мы, конечно же, приедем. Конечно же, еще встретимся!

Валерий Шамбаров,

Начальник учебной команды

Московского казачьего отряда

им. св. Александра Невского

Почётный координатор

Движения «Народный Собор»

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula