Казачьи игры на русском раздолье или кому на Руси жить хорошо

Памяти землепашца и казака Автайкина Николая Афанасьевича посвящается.

Юрка, лови его, лови, а то улетит – слышны дружные возгласы на поляне, окружённой старыми вётлами у деревенского пруда. Не успела ещё наша команда полностью выгрузить вещи из машины, как тут же оказалась свидетелем задорной игры. Эх ты, мазила! Да какой же он мазила, если он, растяпа, три раза касался, а поймать не смог. Кого ловите – то, спросил я близ стоящего казака? Ведомо кого, чижа, конечно. Мужики вы что, перегрелись что ли, спрашиваю их – видно ли дело шуструю птицу такой оравой, да ещё и руками ловить. Да ты что, паря, с Уимболдона свалился, ответили со смехом игроки? Чиж – это древнейшая русская игра-забава, для выработки сноровки и быстроты в движениях. Проходи, дальше сам увидишь. Пройдя ещё тридцать метров и свернув за кудрявую ветлу, увидел чудеснейшую картину: полтора десятка «ребятишек» от 35 до 60 лет действительно с детским азартом гоняли какую – то маленькую палочку, то подкидывая в верх, то с силою отбивая вперёд, чтобы другие её поймали или не поймали, это уж кому как повезёт.

Глядя на всё это очарование, видя не поддельный интерес к простой игре в глазах участников, и сам невольно обретаешь желание прикоснуться к этому раздолью. Забыть все дела, заботы и погрузиться хотя бы на короткое время в мир своего детства, со всей его сказочностью и простотой. Уже вечером, вдоволь набегавшись с чижом, после метания копья, булыжника и массивного бревна, отметав казачьи ножи, топоры и прочее начинаешь понимать: жизнь это действительно прекрасная штука. А ещё прекрасней она становится после трудового или соревновательного дня, когда выходишь из чисто русской дровяной бани, напарившись и испивши душистого травяного чая с мёдом. Эдак, выплываешь из баньки, неспешно шествуя по тропке к избе, купаясь в вечерней прохладе и соловьиных трелях, и понимаешь всю красоту жизни и милосердие Творца. Велика мощь дарованной Богом русской природы и восстановительной силы её естества. Сила духа и сила воли даются лишь тверёзой жизнью и праведным трудом в гармонии с окружающим нас миром.

Так, размышляя и беседуя, обмениваясь мнениями, мы приближаемся к дому. Время ужина и радушные хозяйки зовут нас к вечерней трапезе. Спаси Господь вас, наши верные помощницы и охранительницы домашнего очага. Дружно заходим в горницу, чинно помолясь, рассаживаемся. На столе стоит русский ядрёненький квасок, с крупной отварной картохой, с зелёненьким лучком, чудным ильиногорским салом, с тоненькой мясной прослоечкой и слегка подкопченным бочком. Ну, и конечно, духмяные русские щи с укропчиком, а потом гречневая каша с чаем, медом и вареньями. Ужин удался на славу. После благословенной трапезы маленькие казачки тут же разбежались спать, а взрослые ещё некоторое время подводили итоги прошедшего дня, делясь впечатлениями и верстая планы на следующий день.

Подводя общие итоги трёхдневных казачьих игр, стоит сразу сказать: «Это были именно игры казачьего братства, где принцип соперничества ни разу не перехлестнул товарищества».

Сами областные казачьи игры проводились Союзом Казаков Нижегородской области и Нижегородской областной федерации по руськой борьбе «СЛАДА» при поддержке и участии Нижегородского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный Собор» и Нижегородской ассоциации патриотических клубов «РУСЬ».

Всего за 3 дня проведения игр в них приняло участие около 100 человек. Были парни допризывного возраста из различных районов Нижегородской обл. Были и девчонки и весёлая казачья детвора. Но основной костяк составили казаки со станиц и хуторов Нижегородского региона. Всего было 10 видов русских игр. Это и городки, и лапта, и клёк-гоняла, ну и конечно же легендарный «ЧИЖ», одна из самых поулярных игр в истории Руси. В связи с количеством участников, соревнования проходили в 2-3 тура. А победителями оказались мастера и виртуозы своего дела из Перевозского р-на.

На втором этапе проверялись меткость глаза и твёрдость руки на рубежах метания ножей с малой и дальней дистанции в цель, а так же метание топора и копья. Последнии испытания были на проверку силы, мощи и умения подчинять свой организм для достижения одной цели. Силовое двоеборье: метание на дальность увесистого булыгана и тяжелого бревна. Вот уж где раскрылись все таланты. Оказывается, нужна определённая толика мудрости для того, чтобы правильно взять бревно, соразмерить шаг разбега, но главное, почувствовать угол метания и момент толчка. Честно говоря, если бы ещё несколько дней назад мне сказали, что к бревну ещё нужно приложить мозги, честное слово, не поверил бы (шутка, да в ней намёк, добрым молодцам урок).

Огромную благодарность хочется выразить главному организатору праздника и судье Миронычеву Владимиру Владимировичу, атаману Союза Казаков Нижегородской обл. Не дорогая, но хорошо оформленная и чёткая организация мероприятия позволили ощутить и окунуться в теперь уже подзабываемую обстановку непосредственного, братского общения всем участникам и гостям казачьих, русских игр. Особую благодарность выражаем казаку Хутора с. Шильниково Автайкину Валентину Афанасьевичу за поддержку при проведении игр.

А в окончании хочется обратиться ко всем, кто прочитал сие скромное повествование. Хорошо жить на Руси тому, кто не унывает, кто чтит традиции предков и живёт в мире с Богом. Который и подаёт радость, с утешением на ум и сердце человеку, имеющему упование, душевную простоту и трезвый образ жизни.

Пресс-служба

Нижегородского регионального отделения

Общероссийского общественного движения

«Народный Собор»

Источник: Сайт МРО НС