Русские в Киргизии – между двух огней

АктуальноРусский мир

Давление на русских в Киргизии после «Революции Розы» усилилось, но Россия бездействует

Современное этно-социальное положение в Центральной Азии оставляет желать лучшего. Тщательно маскируемая с конца 80-ых нестабильность сожития различных этносов после 91 года стала приобретать курс новой политической программы у новоявленных правителей только что созданных (порой не существовавших доселе на карте) государственных образований. Особняком в этом плане стоит Киргизия, ведение внутриполитического курса которой можно откровенно назвать русофобским.

Целенаправленное выдавливание русскоязычных граждан из всех социально значимых мест, борьба с русским языком, бытовой национализм, главный удар которого приходиться именно на наших соотечественников – вот отличительные черты государственного курса нынешней «элиты» Киргизии. Несмотря на вынужденные смены правителей за прошедшие годы, сам курс власти в этом отношении не претерпел значительных изменений.

Русские в Киргизии – это третья по численности этническая община республики после киргизов и узбеков. Непростые межнациональные отношения в стране после развала Советского Союза, экономический упадок, политическая нестабильность привели к массовой эмиграции европейского населения из Киргизии в 90-х и 2000-х г.г. Только за прошедший 2010 год Киргизию покинули около 50 тысяч русских. В особенности миграционные процессы усилили прошедшие революции и последовавшие за ними погромы.

Русские погромы в начале 90-ых были довольно частым явлением, особенно в южных областях республики, но постепенно очаги конфронтации были локализованы. Однако это не означает, что они ушли безвозвратно. В ходе беспорядков, сопроводивших прошлогоднюю «революцию Розы», много говорили об этнических чистках, которые проводили киргизы по отношению к узбекам. Не обошли, к сожалению, эти чистки и русских, хотя об этом на ТВ и в печатных изданиях почти не говорили.

Хорошо организованные группы киргизов занимались избиванием лиц европейской внешности, окружали частные дома, где проживали русские граждане, с требованием покинуть Киргизию, отдать дома и земли. В одном из таких столкновений погибли двое русских, еще несколько человек были госпитализированы.

В Иссык-Кульской области было совершено нападение на православное кладбище, при котором были осквернены несколько десятков надгробий, поломаны кресты и повалены памятники.

К антиузбекским лозунгам манифестанты решили присовокупить и антирусские. Многие интернет-ресурсы обошел снимок с надписью «Русаки валите в Расию или вам и вашим детям смерть!». Антирусские надписи тогда, да и сейчас довольно часто можно встретить, гуляя по улицам Бишкека и других городов Киргизии.

По поводу антирусских выступлений и погромов МИД РФ даже сделало какое-то выступление с формулировкой «…вызывает обеспокоенность». Но дальше этой «обеспокоенности» дело не пошло.

Революция прошла, всё вроде успокоилось, но проблемы как были, так и остались.

На данный момент, при относительном социальном спокойствии в стране, положение русского населения остаётся также в подвешенном состоянии. Не получая какой-либо помощи со стороны исторического Отечества и не имеющая достаточных сил для самоорганизации, русская диаспора в Киргизии оказалась в положении «между молотом и наковальней»: между давлением бытового национализма киргизского населения снизу и прессингом шовинизма власти сверху.

В Бишкеке, вопреки уверениям некоторых, не так уже всё и спокойно. В стране, как и раньше, происходит борьба кланов и дальнейший раздел сфер и территорий влияния. По оценкам специалистов, в ближайшие год-два не исключено повторение нового социального конфликта — очередной революции, очередной вынужденной ротации власти. С каким оттенком будет проходить уже она – одному Богу известно. В прошлом году козлами отпущения сделали узбеков, проживающих в Киргизии. Но в том или ином случае, русской диаспоре не избежать удара. И предпосылки к этому уже есть. К примеру, в конце прошлого года киргизская молодежь совершила нападение на храм равноапостольного князя Владимира в Бишкеке.

Месяц назад глава Джалал-Абада Максатбек Женбеков подписал распоряжение, в котором руководителям госучреждений, различных предприятий и организаций велено в срочном порядке выявлять людей, не владеющих киргизским языком (нам понятно кто именно попадёт в этот список). Каким репрессивным мерам будут подвергаться люди, попавшие в этот список пока не решено. По неподтвержденным пока данным, такие списки втайне составляются и в других областях Киргизии. Такой подход был положительно оценен лидером партии «Ата-Журт» Камчыбеком Ташиевым и вице-премьером Азимбеком Бекназаровым. Иными словами на государственном уровне под предлогом популяризации киргизского языка происходит деление вроде как «единого» народа Киргизии на правильных и неправильных. И неправильными естественно окажутся русские. Чечня конца 80-ых – начала 90-ых жила по сходному сценарию. К чему это привело рассказывать не надо.

На фоне социального шатания и предстоящей борьбы кланов и еще и с учетом ярко выраженных националистических настроений киргизского населения формирование списков «неправильных» должно вызывать у русской общественности СНГ и России, а также МИД РФ не только пресловутую «обеспокоенность», но и побуждать к предприятию каких-либо превентивных шагов, направленных на защиту русскоязычного населения Киргизии. Недавно созданный «Фонд поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом» – как раз та структура, которая способна влиять на ситуацию. Помимо банального мониторинга, необходима и реальная юридическая защита русского населения в Киргизии. Нельзя забывать, что Киргизия имеет устоявшуюся экономическую зависимость от России и введение каких-либо экономических санкций чревато серьёзными последствиями для республики. А если запретить въезд на территорию РФ миллионам гастарбайтеров-киргизов – для экономики и социальной стабильности этой страны это смерти подобно. Сильная позиция МИДа и других органов госвласти (в особенности силовых ведомств) в вопросе отстаивания интересов русской диаспоры в Киргизии – вопрос действенности правильной политики России на пространстве СНГ. Тем более п 2. ст. 1 и ст. 15 ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» дает нам помимо морального еще и юридическое право.

Леонид Красноперов

Специально для «Народного Собора»

Источник: МРО НС